«Я хочу сказать, что знаком с травмами» — наш психотерапевт Пол Верховен.Фильм “Она” – история о психологических травмах и последствиях их игнорирования.
Голландский режиссер Пол Верховен, известный аудитории во многих амплуа (от эротической драмы до научной фантастики), в своём очередном фильме рассказывает нам о важности самопознания и необходимости компромисса с людьми, так сильно не похожими на нас самих.
Главная героиня Мишель (актриса - Изабель Юппер) – погрязшая в богемской рутине руководитель фирмы по разработке компьютерных игр. Её друзья – это и мужья её подруг, и, одновременно – её любовники. Её сын – неустроенный в жизни молодой человек, полностью подчинённый воле своей девушки. Жизнь Мишель – это подавление. Подавление старых обид – на родителей, на бывших мужчин. Одиночество и внутренняя пустота на фоне дорого устроенного дома является метафорой режиссера – внешняя красота при внутреннем опустошении. Всё, что держит главную героиню на жизненном “плаву” – это интересная работа и потенциальные интриги с неверными мужьями своих подруг
Отсутствие эмоциональной близости, неумение совмещать социальные роли руководителя, подруги и дочери, как результат – потеря взаимопонимания и контакта с близкими людьми. Что может поменяться в её жизни? Морщины уже дали о себе знать, единственная сильная привязанность – домашний кот.
Нет, так не пойдет.
Пол Верховен не согласен – он вообще никогда не согласен. Он привык проверять на прочность устоявшиеся стереотипы. Вы даёте ему 100 000 00$ на экшен, а он снимает сатиру (“Звёздный десант”), выделяете 40 000 000$ на эротическую драму, а получаете порцию издевательств (“Шоугёлз”). Голландец остаётся верен себе, а, потому, Исправлению – быть!
Так как героиня отказывается от рефлексии и попыток разорвать “гордиев узел” своей путаницы, состоящей из секса, двуличия, компьютерных игр и кота, Пол Верховен идёт на риск. И что дальше?
Вы думаете, она предпринимает попытки отстоять достоинство? Или идёт в полицию? Нет. Она идёт на работу.
Невидимая стена между героиней и реальностью – чувствами других людей, оказывается настолько сильной, что привычная рутина даёт ей надежду на восприятие насилия над собой, как на поломку машины.
Отказ от исследования своих проблем и выяснения личности преступника – две стороны одной медали. Упорство, с которым героиня Юппер игнорирует собственные проблемы, оборачивается для неё неестественной тягой к своему обидчику. Сама того не понимая, Мишель всего лишь встречает такого же травмированного человека, как и она.
Их связь – это отношения двух очень похожих людей. Он - лечит себя насилием над другими, она – довольствуется разрушением чужих отношений и подавлением желаний других.
Два очень больных человека утоляют свою жажду крови, не замечая очевидного для себя выхода. Решение их проблем – вокруг них. У него – верная, красивая и любящая жена, едва ли знающая о темной стороне супруга, у неё – сын, которому очень нужна поддержка и доброта матери на сложном этапе формирования мужчины.
Главные герои оказываются в ловушке современного постмодернизма. Разве у них есть проблемы? Профессия, окружение и прочие титулы среднестатистических европейцев демотивируют героев заниматься самоанализом. Их пороки расцветают по ночам и в спальных комнатах – пока никто не видит. Разоблачение – их самый большой страх.
Прекрасные на вид, изуродованные внутри.
Как ни странно, Верховен продолжает верить в возможность исправления (как и в “Шоугёлз”).
Паралич воли – это не про голландца. Режиссер ломает своих героев, заставляет их через боль и потери, наконец, одуматься и попытаться спастись. Это испытание выдерживают не все. Неудача за неудачей, стресс сменяется стрессом, и вот уже лакмусовая бумажка внешней красоты жизни героини не выдерживает раздвоения сознания.
Изменение становится неизбежным, иначе трагедии в жизни главной героини происходили бы вновь и вновь. Потеряв одного родного человека, героиня понимает, что на очереди – следующий.
Постепенно голландец подводит нас к волнующей его тематике религиозности. В фильме несколько раз затрагивается вопрос веры в Бога как способа преодоления экзистенциальных проблем. Сам Верховен – автор книги “Иисус из Назарета”, уже снимает следующую картину – “Святая дева”, которая расскажет нам о жизни монахини Бенедетты Карлини в XVII в.
Покинув Голливуд в 2000 году, Верховен, наконец, возвращается к своим европейским истокам и погружается с головой в интимный психологизм. В фильме “Она” можно найти тематические отсылки к предыдущим культовым фильмам Пола – отчужденность от общества характерна для героя “Робокопа”, сексуальные извращения и эмоциональная холодность – на эту тему Верховен снял “Шоугёлз”. Но в Америке Верховену никогда не давали полноценной свободы. Возвращение в Европу – и Пол расходится на полную катушку.
Номинация на “Оскар” (“Лучшая женская роль”), “Гойя”, “Сезар”, два “Золотых глобуса”, “Сатурн” – всю эту коллекцию заслуженно собирает “Она”.
8 из 10!