Когда игрок убивает орка, он должен чувствовать на своих руках кровь, тёплую и густуюФильм Пола Верховена, «Она», снятый по роману Филиппа Джиана «Ох …».
Фильм о скрытых фобиях человеческих, о ранах душевных, о борьбе с внешним, /миром/ и внутренним, /миром/, о природе человеческой и животной, и исходя из этого о моральном и аморальном, и не только.
Пол Верховен голландский и американский культовый режиссёр. Начинал карьеру на телевидении, снимал короткометражки. Первые же полнометражные фильмы привели зрителя в состояние культурного шока. Работал в Европе, потом в Америке, потом снова в Европе. Первый получил приз «Золотая малина» за «Шоугёрлз».
Филипп Джиан довольно плодотворный французский писатель, /выпускает по два романа в год/, на сегодняшний день их 20. Книги Джиана экранизируют, а его самого считают «самым непредсказуемым писателем Франции».
Что до фильма, скажу сразу, фильм непростой, есть в нём над чем подумать, есть что соотнести со своим миропониманием и жизненным опытом.
Вначале маленькое предисловие:
Жестокое изнасилование, за которым равнодушно наблюдает жирный кот. С точки зрения кота, ничего страшного не происходит, ничего необычного, чистая физиология не более …
И маленький синопсис:
Мишель Леблан, /Изабель Юппер/, вполне успешная женщина, /лет где-то за пятьдесят/ владелец студии по разработке компьютерных игр, у неё взрослый сын и,… масса проблем, /как впрочем, у любого человека/.
Лучшая подруга, совладелица студии компьютерных игр, Анна, /Анн Консиньи/. Её муж, по совместительству любовник Мишель, Робер, /Кристиан Бержель/. И бывший муж Мишель, непризнанный писатель Ришар, /Шарль Берлинг/, у которого новая симпатия. Соседка Ребекка с мухами в голове, /Вирджиния Ребекка/ и её привлекательный и богатенький муж, банкир Патрик, /Лоран Лафитт/. А ещё сын, /Йонас Блоке/, с которым Мишель никак не может найти общий язык, беременная жена сына. Мать Мишель, /Жюдит Магр/ у которой роман с молодым альфонсом, и уголовник отец, осуждённый за массовое убийство, совершённое много лет назад в присутствии тогда ещё десятилетней Мишель. И ещё много разных людей, /ну прямо вавилонское столпотворение/.
И именно, она Мишель стала жертвой насилия, но вместо того, чтоб заявить в полицию, /коей по понятным причинам не доверяет/, не очень то расстроившись принимает решение сама найти насильника.
И несколько мыслей по поводу:
Фильм заявлен, как драма и триллер, /комедия об изнасиловании/, но дальнейшее действие более укладывается в определение фарса, /в свете духовной трансформации/.
Поступки Мишель не укладываются ни в какие рамки. Она у себя на уме, а что у неё на уме, тёмный лес. Да, она хочет отомстить обидчику. Но кто обидчик. Её застарелые обиды на окружающих идут с прошлого и проецируются на настоящее. Проецируется на тех, кто пытается её поддержать, на друзей, на близких и всех, всех, всех. Она пытается сама себе доказать, что не лишний человек на этом свете.
Почему так случается в нашем мире, что человек чувствует себя лишним. В качестве объяснения нам предлагают историю с детской психологической травмой, последствия которой проявляются в зрелом возрасте. Только история эта с двойным дном, с тройной моралью и совсем не о том чего ждёт зритель.
Мы пытаемся реализоваться в мире, и пытаемся взять от жизни всё. И вроде чего-то добиваемся, и наши успехи растут, да морального удовлетворения нет. Иными словами, нет счастья в жизни.
Где-то что-то мешает стройной системе наших жизненных ценностей. Что-то внутри, в мозгах, в душе, где-то глубоко-глубоко, что-то, о чём хотелось забыть. Это что-то на уровне подсознания руководит нашими поступками, нашими мыслями, нашим будущим. И несмотря на то, что прошлого нет, /ну разве, что в воспоминаниях, да в вариантах альтернативного развития ситуации/, для нас наше прошлое важно.
Нам важно убить виртуального орка, /не зря же Мишель занимается компьютерными играми/, ну убьём, а потом окажется, что это и не орк вовсе, а друг твой лучший и убил ты его не виртуально, а реально. Без крови, одним словом, но убил по-настоящему и переиграть эту игру нельзя, потому, что это не игра была, а твоя жизнь. И не игрок ты, а просто несчастный человек, не сумевший правильно своей жизнью распорядиться.
Но это ещё не всё, за сим продолжим.
Когда-то, /давно ли, недавно/, мир показал нам свою тупую силу. С того времени мы окрепли, набрались ума, жизненного опыта и усомнились в правильности мировых законов. Мы решили, что можно жить, по личным понятиям, добра, справедливости, да мало ещё чего. И вот, мы живём по личным понятиям, а жизнь. И не клеится точнее, клеится, но не так, как мы это понимаем. И та самая история, нет счастья в жизни.
Нет, и не будет, пока не поймёшь, что.
Всё что происходит с нами, /на сколь б это б ни было ужасно/, с точки зрения, /времени, вечности, мироустройства, Господа Бога, Истины/, не представляет собой ничего страшного, ничего необычного, это та же чистая физиология, /по меркам мирозданья/.
Этот мир никогда не будет жить по нашим понятиям.
Хочешь быть счастлив, учись прощать, учись забывать плохое, учись по настоящему любить, учись радоваться жизни. Ибо пока ты жив это возможно.
Это ещё возможно.