Холодная месть, обжигающая страстьПол Верховен никогда не снимает проходные картины, за какую тему он бы не брался. Гениальный голландский постановщик добился признания на Родине, однако наибольшую славу принесла ему работа на Фабрике Грез, чьи небожители не могли не обратить внимание на талантливого европейца, снимающего сильные, драматические триллеры, привлекающие широкую аудиторию без поддержки крупных студий. Перебравшись в Голливуд, Верховен выстреливает рядом мощных постановок, среди которых оказались культовые 'Робокоп' и 'Вспомнить все', а также сексуальный ураган, именуемый 'Основным инстинктом'. В каждом из представленных фильмов режиссер проявил себя в качестве умудренного рассказчика, способного оживить ходячий металл, придав ему душу, и попутно демонстрирующего женщину в качестве идеальной машины убийства, питающую страсть к интимной утонченности во всем. Насладившись работой с Майклом Дугласом и Шэрон Стоун, Верховен вновь окунулся в мир сексуальных фантазий в рисковом 'Шоу-герлз', что обернулось для режиссера первым крупным провалом, ставшим началом конца его яркой голливудской карьеры. Непонятый массами ироничный нацистский манифест 'Звездный десант' не оправдал ожидания продюсеров, в дорогостоящая переработка классической истории о человеке-невидимке с участием Кевина Бэйкона стала лебединой песней Верховена на звездно-полосатой земле, после чего ему пришлось оставить мир блокбастеров в угоду европейскому кино, где по-настоящему ценится талант, а никак не способность из любого начинания сколачивать банк. Выждав весьма продолжительную паузу, Пол Верховен заставляет критиков аплодировать его 'Черной книге', интригует 'Одураченным' и, наконец, дарит нам холодный, расчетливый и одновременно с этим обжигающий драматический триллер 'Она' с непревзойденной Изабель Юппер в главной роли. Игра без прикрас, сложные выводы и откровенно шокирующие решения делают их фильма острое лакомство с продолжительным, назойливым послевкусием. И самое интересное, что его хочется растянуть подольше.
Сюжет фильма знакомит нас с Мишель (Юппер), очаровательной парижанкой средних лет, проживающей в одиночестве в своей шикарной квартире. Взрослый сын героини живет своей собственной, ветреной жизнью, бывший муж периодически надоедает нежелательным вниманием. Мишель не стеснена в средствах, так как является владелицей успешной компьютерной компании и может делать все, что ей заблагорассудится. Однако счастья в глазах женщины не наблюдается, так как в ее сознании собрано слишком много боли и переживаний, которые не так то просто выбросить прочь. Маленькие радости, наподобие необязательной интрижки с мужем близкой подруги, подогревают в Мишель огонек озорства, но все эти мелочи неспособны подарить ей того, чего она так желает, или, возможно, желала давным давно - тихого семейного счастья. Размеренный, несколько однообразный быт героини в один момент разрывается бурей, способной уничтожить любую женщину, но только не своевольную Мишель. Таинственный незнакомец, ворвавшийся в квартиру героини, жестоко насилует ее, а затем убирается прочь, скрывшись за поворотом. Обыкновенный человек моментально обратился бы в полицию, но только не Мишель. Вместо того, чтобы ждать милости от кого-то со стороны, она сама берет свою же судьбу в руки, объявляя охоту на преступника, которая постепенно завладевает ее рассудком.
Мастер закручивать интригу до состояния предельного напряжения, доводить расследование до нервного покалывания кончиков пальцев Пол Верховен и на этот раз не подвел, продемонстрировав в действительности сложный, неординарный фильм, проникающий предельно глубоко в психологические лабиринты образа своей героини, где свет постепенно растворяется во тьме, но при этом не спешит исчезнуть окончательно. Лента Верховена неспроста называется 'Она', ведь абсолютно все внимание истории сосредоточено на завлекающем и опасном образе, созданном режиссером в компании как всегда неподражаемой Изабель Юппер. Актрисе не привыкать играть героинь, одновременно привлекающих и пугающих, заставляющих ею восхищаться и ненавидеть ее решения. В ленте Пола Верховена Юппер подводит своеобразный итог многочисленных работ в большом кино, играя роль Мишель на грани эмоционального буйства, готового проявиться в любой момент за нарочито холодным, сдержанным внешним обликом статусной немолодой женщины.
Чтобы лучше понять, почему Мишель подошла к возрастному рубежу такой, какой она предстала пред нами в картине, режиссер не устает увлекать нас в ее повседневный обиход, уделяя немало внимания взаимоотношениями с близкими людьми. К сожалению, женщины даже с годами не могут отпустить в свободное плавание своих мужчин, чувствуя за них ответственность. Это касается и сына Мишель, неспособного выстроить крепкие семейные узы, поддаваясь мимолетным увлечениям, и бывшего мужа героини, досаждающего ей по поводу и без. Добавим к этому постоянные хлопоты с бизнесом, который не всегда может обходится без решений владелицы и двуличные отношения с подругой, не подозревающей о предательстве Мишель, и получим коктейль, от которого у кого угодно голова пойдет кругом. Казалось бы, ну что интересного в демонстрации обыкновенной жизни среднестатистической богатой парижанки, однако Пол Верховен постепенно сводит разрозненную историю в единую картину и ставит на острие сюжета изнасилование, ставшее катализатором активных действий сорвавшей с себя оковы Мишель. Мысли о незнакомце, надругавшемся над ее телом, заполняют дни и ночи женщины. Она понимает, что способна его изловить, отправив на тот свет в ужасающих муках, но где-то по пути она теряет связь с реальностью, ловя себя на мысли, что преступник ей жизненно необходим, ведь без него все утрачивает смысл.
Выстраивая повествование в неожиданном остросюжетном ключе, Пол Верховен и в не меньшей степени ответственная за успех ленты Изабель Юппер понимают, что зрителю будет непросто свыкнуться со скрытыми особенностями характера Юппер, но именно благодаря отсутствию рамок, присущих прилежному голливудскому кино, создатели смогли рассказать историю в том ключе, который они хотели раскрыть в полной мере. Рядовая бытовая рутина превращается в постоянно накаляющуюся жаровню, ожидающую, когда же в нее попадет жертва. Здесь нет ни одного человека, чувствующего себя в безопасности, ведь сюжет в любой момент может сделать неожиданный крен и расплескать в лицо яд, взращенный неудовлетворенностью, едкой иронией и убийственным цинизмом.
В итоге хочу сказать, что 'Она' Пола Верховена и Изабель Юппер показывает истинный лоск блестящего триллера, снятого на вполне обыденной основе, не предрекающей ничего необычного. С виду спокойный, аккуратный фильм на самом деле несет в себе мощнейший эмоциональный посыл, способный испугать. Верховен вновь доказал свое мастерство, блестяще оперируя драматургией, приникающей в само сердце и не отпускающей еще долго после окончания просмотра. 'Она' становится одним из лучших триллеров в карьере режиссера за последние годы и велика вероятность, что данный фильм не оставит равнодушным ни одного зрителя, решившегося с ним ознакомиться поближе.
8 из 10