Игры. Реальные и виртуальные.Я думаю, во-первых, это фильм о том, как люди могут быть жестоки и опасны, в какие игры они играют.
Мишель — абсолютная социопатка. Об этом говорят ее реакции и поступки.
Ее отец — серийный убийца, который в один прекрасный момент просто решил пройтись по соседям и начать мочить всех почем зря, то из ружья, то топором. Это — одно из проявлений зла, но есть и другое.
Мишель руководит созданием жестоких видеоигр, в которых воплощает свои дьявольские таланты. И у нее это хорошо получается, потому что в жизни она ведет довольно жестокую игру, расчетливо продумывая все ходы.
История с отцом Мишель, не прошла без следа. Но не только она влияет на жизнь Мишель, но, стоит полагать, и наследственность.
Как Мишель раздражает, что ее мать пытается быть позитивной, пытается найти радость и утешение. Когда она умирает, первое, что говорит Мишель, когда доктор рассказывает ей об инсульте, «так она что, не претворяется?». Мишель — манипулятор и разлагатель общества.
История с насильником — это вообще не главное, это показывает, что Мишель больна. Она сама говорит, что это болезнь.
То, как она манипулирует сыном, это больше всего меня возмутило. Они ее не просят, но она лезет во все дела, кичась тем, что имеет возможность помочь. А сын даже готов принять чужого ребёнка, чтобы самоутвердиться, чтобы доказать ей, и даже самому себе, что он не чмо, а способен нести ответственность. Хотя, кто знает, кто его таким безответственным сделал, может Мишель?
Анна, подруга Мишель, за счёт близости с её сыном компенсировала потерю своего ребёнка, что тоже волновало главную героиню, и, возможно, потому ее выбор (для удовлетворения своих потребностей) пал не на какого-нибудь случайного мужика, а на мужа Анны. Хотя она сказала, что это мог быть любой, так что же она не выбрала другого, просто из соображений морали, типа спать с мужем подруги нельзя, найду другого. И Мишель в итоге рассказывает обо всем Анне, но вовсе не потому, что ей наскучило, или что ее это тяготило, а потому, что таков был план. Но в итоге муж получил отставку, а вместо обиды на предательство близких людей, мы получаем лесбийскую концовочку, что тоже само по себе ненормально. Не думаю, что Верховен хотел нам показать такую мысль: «все мужики козлы, образуйте лесбийские пары».
Короче говоря, в фильме нет ни одного персонажа, которому можно симпатизировать. Разве что мать Мишель. И красотка — девушка сына, пожалуй, меньше всего вымазалась, ей еще предстоит быть покалеченной своей свекровью, если она вовремя не сбежит. И Мишель ведь ее называет чокнутой психопаткой.
А вот история о святых и грешниках: эта соседская парочка, строящая святой вертеп на рождество. Святоша муж оказывается на поверку больным грешником. А жена явно знала о болезни своего мужа, вот они и переезжали с места на место. А потом она, улыбаясь, поблагодарила Мишель за то, что та дала ему то, что ему было нужно. Воистину, эта христианская добродетель — лицемерие нашего общества.
Особо хочу отметить юмор в этом фильме. Он есть, но человеку, который понимает всё, что происходит, не смешно, а становится еще более омерзительно.
В итоге после этого фильма возникает желание помыться. И впечатление неоднозначное: с одной стороны прекрасная режиссёрская и актерская работа, с другой — мерзкие реалии современного общества. Пища для ума.