Звуки бурного совокупления за кадром, в кадре - котик и сцена изнасилования. На этом надо было сделать «стоп, снято», хотя бы касательно самого изнасилования, которое в многократно повторенном и тщательно расшифрованном для зрителя виде (у него такие потребности, у нее - такие внезапные желания, возможно, родом из детства) никакого интереса уже не представляет.
И что нам, зрителям, со всем этим, простите, делать? С изнасилованием, котиком и
Изабель Юппер, зашедшей сюда на тех же самых каблуках из «Пианистки»?
У Верхувена, снимающего лучший в мировом кинематографе китч, честный режиссерский взгляд плакатного комсомольца. С неослабевающим молодым задором он пытается покорить разные страны и освоить сразу все жанры.
Живя в Голландии, снимал самое голландское на свете авторское кино с белокурым полубогом
Рутгером Хауэром. Приехал в Америку - сделался образцовым американцем: запечатлел
Шварценеггера, построил робота, сразился со злыми инопланетянами и вывел в люди сексапильную блондинку.
Теперь Верхувен вернулся в Европу и стал большим Бунюэлем, чем любой
Франсуа Озон. Снял очень европейское кино с самой европейской актрисой. И, как обычно, от души, не то что избалованный критиками, Каннским фестивалем и элитарной публикой коньюктурщик
фон Триер, высасывающий из пальца свой радикальный подход (пустить слюну, отрезать клитор, пописать в свадебном платье в чистом поле, включить Вагнера под рапид, «а ведь у меня было еще столько идей...»)
Идей у Верхувена никогда не было, зато души - хоть ложкой ешь. И вот он сейчас ее во все это вкладывает: в изнасилование, в котика, в Изабель Юппер с ее каблуками и высасывающим жизнь порочным ртом.
Фильм, конечно, хороший, но я одну вещь не понимаю: кой черт понес старика на эти галеры с вылизанным холодным минимализмом, похоронной атмосферой и вялой иллюстрацией на тему «их нравы»? Наверное, хочет завоевать себе репутацию автора со вкусом (хотя, по-моему, это прокатит лишь при условии, если не смотреть больше ни одного фильма Верхувена), выбить под это дело денег и спокойно снять в следующий раз военную драму с непристойно эффектным молодым блондином в главной роли или картину о подпольных боях хомячков на базе стрип-клуба.
В общем, что-нибудь для души, но уже без интеллектуального прикрытия, которым в Европе прикрывается каждый второй, да и новый фон Триер никому не нужен, пока старый еще функционирует.
Бросай эти игрища, Пол, и возвращайся в свою яркую, суматошную, душевную, теплую и ламповую безвкусицу плоти и крови. В ней - радость и жизнь, а какая радость в этой твоей новой зловещей мертвечине?