На каждый хвост найдется свой любительПризнаюсь, я была заранее скептически настроена по отношению к «Зоологии», ибо обласканный фестивальной критикой фильм, вызывал подозрения: вот опять она, тема унылой российской действительности, дикое общество и нетерпимость к любой непохожести во всей красе. Ну сколько можно, надоело… Конечно, всё это есть в фильме, но не в тех долях, чтобы резать глаз или тяжелой гирей утянуть фильм на дно посредственности. Из минусов отмечу некоторую предвзятость по отношению к церкви, государственным больницам и всему, что с ними связано, женщинам сильно постбальзаковского возраста, якобы формирующим общественное мнение. Возможно, это объясняется молодостью режиссера, нежели действительно соответствует реальности. Молодость часто жестока к тому, что традиционно относится к «зрелому» миру.
Но несмотря на некоторые перегибы, фильм получился достойным. Используя простой прием в виде непрезентабельного атавизма, Твердовский, тем не менее, лепит тонкую, многослойную трагикомедию. Атмосферу фильма нельзя назвать красивой, хотя действие разворачивается на фоне волнующих морских пейзажей, под шум волн и крики чаек. Да и в самой героине нет эстетического лоска — обычная российская старая дева предпенсионного возраста, и еще этот ее лысый, живущий самостоятельной жизнью хвост. А вот тут-то и первая проверка на шаблонность восприятия. Мы чутко и болезненно реагируем на всякое нестандартное и чужеродное — плюемся, закрываем глаза, цокаем языком. А ведь по сути, ну что такое хвост? Во многих случаях — предусмотренная природой часть туловища, или отголоски животного, первобытного наследия, в сущности, ничего такого уродливого. Просто часть тела.
Но главная героиня, как и абсолютное большинство, не принимает эту непохожесть. Она ходит по врачам, носит длинные юбки, всяческими способами прячет свой постыдный недостаток. Вот только на каждый хвост найдется свой любитель. И героине, Наташе, если разобраться, сильно повезло, что она встретила того, кто полюбил ее такую, не совсем стандартную. Казалось бы, вот оно спасение от глобального, тоскливого одиночества, но нет. Ведь все хотят, чтобы их любили за их душеньку прекрасную, богатый внутренний мир или привлекательную внешность, а не за якобы уродливые недостатки. Вся проблема в том, что героиня сама не может принять свою инаковость. Принять себя целиком, таким, каков ты есть, иногда невероятно сложно, не правда ли?
Символичен образ кота Барсика, который «перепутал весну с осенью». Он слишком старый, говорит Наташа. Несложно провести параллели. Да и режиссер их не особенно маскирует: весь фильм старая кошка сидит взаперти и воет в пустой комнате, чтобы в конце концов быть похороненной в коробке из-под женских туфель-шпилек. Престарелая Наташа лишь на мгновение ощущает себя той самой весенней кошкой, рисуясь перед фотокамерой, но быстро приходит в себя, стыдясь своего порыва, и вновь возвращается в тусклую, каменную оболочку возрастной женщины.
Так что, возможно, хвост — метафоричное изображение поздней женской любви. А для Наташи это как позорный нарост, с которым она вынуждена ходить повсюду. Непривлекательный, неприличный, отчасти служащий для сексуальной разрядки, он отталкивает, вызывает отторжение, шокируя своей «неестестесвенностью».
Возможно, за этим хвостом каждый увидит свое. Да, и в конечном счете, у всех он есть, просто не все осмеливаются явить его миру. Проще сломать рентген-аппарат, который так грубо и без прикрас высвечивает то, что есть на самом деле.
Второстепенные персонажи прописаны в гиперболизированно комичной манере: и кукольные завитушки на голове квадратной начальницы, и бабушки в больнице — все на одно лицо, и вдохновенные целители душ, которые надевают шоры на глаза, обещая «всю вселенную в руках» — всё это отличный крем на многослойном трагикомедийном торте Твердовского, который, увы, не всем покажется съедобным. Пожалуй, прекрасны и естественны здесь только звери из зоосада.
Невозможно не отметить игру Натальи Павленковой, которая невероятно талантливо воплотила на экране довольно непростой, противоречивый образ Наташи.
В итоге: «Зоология» — гротескный сюр, ироничный и метафоричный, о том, как невероятно сложно принять себя и иметь смелость открыться счастью; о том, что наименьший путь сопротивления — стать как все. Но вдруг это равнозначно смерти?
9 из 10