«Праздники»: Даты красного цвета.«Праздники» — сборник короткометражных фильмов, позиционирующийся в качестве альманаха хоррор-зарисовок, основанных на использовании атрибутов и отсылок к наиболее популярным праздникам европейской культуры в диапазоне от Дня Святого Валентина до Нового года. Лакричные палочки, упаковки шоколада в форме сердца, разноцветные гирлянды и радушие гостеприимства выходного дня заменены, сообразно требованиям жанра ужасов — кровью, насилием и ощущением нарастающей сверхъестественной угрозы.
Зарисовки, длительностью примерно по 15-ть минут, обращаются ко всему спектру пространства базисной тематики ужаса. В «Праздниках» представлены: маниакальные изменения личности; пришествие в мир сверхъестественной сущности и напротив — перемещение за пределы повседневной реальности; экспозиция и гиперболизация подавленных сексуальных желаний, а также вариации на тему ритуальности религиозного сознания. Следует отметить, что восемь киноэтюдов «Праздников» объединяет отнюдь не формальная привязанность к устоявшимся атрибутам рассматриваемых торжеств. Общей сюжетной канвой выступает время действия каждой из страшных историй, охватывающее канун того или иного праздника, авторы же не делают акцента, например, на забавных костюмах и ярком макияже в Хэллоуин или зеленом пиве на День Святого Патрика.
Каждый мини-фильм здесь, и это главное достоинство «Праздников», не просто является образцовой короткометражкой, идеально скроенной по лекалам, обязывающим к лаконичности, одновременно предполагающей возможность конвертации в полнометражный фильм. Но и иллюстративно доказывает, что воспринимать хоррор как примитивный жанр, выстроенный на booh!-моментах и литрах бутафорской крови, неправомерно. Остросюжетность и концепт сверхъестественного (как понятого буквально, так и рассматриваемого в качестве отклонения от социально одобренных норм поведения) отнюдь не приводят к снижению качества сценарной драматургии, а лишь повышают требования к изобретательности автора.
«Праздники» вышли в то время, когда фестивальная секция «after dark» перестала восприниматься как новое веяние кинематографической культуры, предложение ревизионерства в границах выбранного жанра. Но, помимо насыщенности современного кинорынка хоррора и больших, и малых форм, скромным прокатным достижениям этой своеобразной антологии ужасов, показанной на Tribeca Film Festival, также способствовал и контрастирующий уровень качества представленных в «Праздниках» картин.
По словам продюсера фильма Джона Хэджэмана, первоначальный список режиссеров — потенциальных участников проекта, содержал 32-ва имени. «Праздники» включают как стильное инди о трудном подростке «Valentine`s Day», так и откровенный трэш, явную неудачу с претензией на трактовку символа «уроборос» под названием «St. Patrick`s Day». Сатирически-гротескный взгляд на реалии христианства, далекие от здравого смысла, если рассмотреть их логически и беспристрастно, представлены в «Easter». Психологический триллер о конце света озаглавлен как «Mother`s Day», а также имеется научная фантастика с фрейдистскими мотивами — «Christmas». Все перечисленные фильмы принадлежат к категории «программные», не содержа новаторства и каких-либо черт, позволяющих говорить о них, как об оригинальных. Тогда как внимания заслуживает трио «Father`s Day», «Halloween» и «New Year`s Eve».
Фильм, посвященный Дню Отца, благодаря абсолютной непредсказуемости сюжета, и истовой нацеленности автора на выстраивание обособленной художественной вселенной своего рассказа (пусть даже крайне ограниченного в хронометраже), заставляет вспомнить творчество Стивена Кинга, за яркой обложкой скрывающего глубокие смыслы. Не делая спойлеров, можно сказать, что если фабула «Father`s Day» будет использована для постановки полнометражного фильма, режиссером которого выступит автор короткометражной версии Энтони Скотт Бернс, то выпускающая студия не только гарантировано получит место в программе Сандэнса, но и кассовый успех, обусловленный охватом самой широкой целевой аудитории, ведь «Father`s Day» как эффектен по форме и твистам, так и не лишен подтекста о неразрывности родственных связей.
Так же как и в «Father`s Day», расширение до формата полного метра легко представимо относительно «New Year`s Eve», в котором центральную роль исполнила Лоренцо Изза — жена и муза специалиста в области современного torture porn Элая Рота. Новый год в авторстве многообещающего Адама Мортимера, поставившего сверхъестественный слэшер «Разновидность ненависти», характеризуется твистами относительно смены ролей «охотник-жертва» и черным юмором, но не нарочитым, а ироничным и служащим для подчеркивания достоинств слешэра «New Year`s Eve».
Черный юмор присутствует и в сегменте «Halloween», срежиссированным самим Кэвином Смитом, бесспорным авторитетом в среде независимого кино, хотя и пошатнувшим сей статус картиной «Клык», экспериментом о телесных модификациях. Известность Смита, к слову, использовалась в качестве основного инструмента маркетингового продвижения «Праздников». Что до «Halloween», то это образцовый пример гимна равноправию полов, но выполненный как в неожиданном жанре, так и с применением нетривиальных, юмористических способов установления этого самого равноправия, коими здесь являются вибратор и аккумуляторная батарея от авто.
Не отрицая динамичности и яркости общего действа (что само по себе является большой заслугой, недостижимой для многих режиссеров даже полнометражных кинохорроров), крайне грамотной стратегии составления данного альманаха, основанной на нестандартном взгляде на «красные» дни календаря, и стильного единообразия титров — поздравительных открыток, нельзя не признать того факта, что определить целевую аудиторию «Праздников» весьма затруднительно. Для фанатов жанра стандартизированных ужасов этот фильм покажется чрезмерно тяготеющим к инди-стилистике. Для тех же, кто рассматривает хоррор в качестве потенциального базиса для независимого кинематографа, подлинная авторская оригинальность а-ля «V/H/S» или «It follows» явлена в подавляющем меньшинстве новелл «Праздников».
Иными словами, данный киносборник выступает идеальным вариантом для замещения ниш в фестивальной программе, с последующим перемещением в формат VOD, минуя кинотеатры. Не вызывая интереса критиков и зрительского ажиотажа, хоррор-альманах предлагает, однако, вполне приемлемый вариант для проведения полутора часов и является пристойной платформой для начала карьеры новичков индустрии кино, коими являются многие из режиссеров и сценаристов, принявших участие в «Праздниках».