Фиктивный Директор и его контораВещая на каждом углу о демократии, мы целенаправленно закрываем глаза на некоторые аспекты общественной жизни, которые способны привести к революции некоторых каст, отказывающихся следовать голосу большинства. Как известно, история носит цикличный характер, некоторые события в той или иной мере вновь возвращаются, и далеко не во всех случаях этому стоит радоваться. По своему обыкновению люди стремятся вырываться из-под гнета правителей, преследующих свои непоколебимые цели, однако место старинных Империй постепенно занимали беспрекословные Диктатуры и что-то подсказывает нам, что в будущем нас ждет еще не одно формирование, искореняющее свободу слову и подчиняющее общество крепкой руки сильных мира сего, решивших поиграть в божество. В 1949 году гениальный писатель Джордж Оруэлл написал свое нетленное произведение «1984», которое стало своего рода Библией всех приверженцев жанра антиутопии. Оруэлл показал мир будущего, который с одной стороны поражает, а с другой пугает. выстроив сильную смысловую концепцию, заставляющую задуматься о развитии человеческой цивилизации, в очередной раз загоняющей себя в тупик. По следам культового писателя впоследствии прошло немало его коллег, подмечающих тонких социальные, политические и экономические сдвиги, приближающие торжество стального кулака над свободой, однако стоит отметить, что далеко не все произведения, гордо именуемые антиутопией, заслуживают на внимание. И если такие развлекательные поделки, как «Дивергент», имели в своей основе хотя бы парочку удачных идей, грамотно изложенных талантливым автором, то такие недоразумения, как «Совершенное оружие» необходимо выбросить на обочину искусства и постараться никогда о них не вспоминать. Однако произведение, написанное целой коллегией безвестных авторов, а затем срежиссированное неким Маттиасом Паром каким-то дивом получило широкое распространение, гордо представляя себя рассудительной картиной, заставляющей зрителя задуматься. Только вот о чем именно, история умалчивает.
Сюжет «Совершенного оружия» разворачивается в мире недалекого будущего, где было сформировано тоталитарное государство, управляемое неким Директором (Стивен Сигал), исповедующим принципы буддизма, умноженным на коррупцию и бессмысленную жестокость. Мнимое право на самовыражение ничего не значит, так как любой посмевший выступить против Директора оппозиционер довольно быстро отправляется в закрытые помещения, где его ожидает неизменная встреча с пулей, однако в государстве беспрекословного повиновения то и дело возникают бунты, совершенно не водящие в планы коллегии управителей. И чтобы несогласных с мнением Директора становилось меньше, в специальных учреждениях готовятся элитные агенты, призванные подчиняться каждому слову начальства и не задавать лишних вопросов. Одним из таких агентов выступает Кондор (Джонни Месснер), убийца без тени страха в глазах, получивший задание ликвидировать врагов режима с максимальной эффективностью. Но вместо того, чтобы исполнить задание, Кондор уходит в бега и становится не просто целью номер один, а едва ли не самым ненавистным врагом Директора.
Небывалый всплеск популярности жанра антиутопии, вызванный выходом на экраны «Голодных игр» и «Дивергента», на первых порах казался долгожданным перерождением для несколько застоявшейся фантастики, однако как показывает практика, чрезмерное количество произведений схожей тематики постепенно обесценивает смысловое наполнение творений, от чего они теряют свою ценность. Кассовые экранизации жанровых бестселлеров максимально упростили философию авторов первоисточника, подстроив повествование под неприхотливый разум подростка, требующего от кино не столько рассуждений, сколько красивого визуального ряда, привлекательных героев и броских фраз. которые можно использовать по поводу и без для того, чтобы показать себя мнимым интеллектуалом. По этому пути пошли также и создатели «Совершенного оружия», отказавшиеся брать в пример того же Джорджа Оруэлла или хотя бы «Эквилибриум» Курта Уиммера. Для Матииаса Пара было гораздо важнее насытить происходящее однообразными перестрелками и периодически возникающим в кадре располневшим Стивеном Сигалом, нежели постараться углубиться в саму суть антиутопии и понять, что это далеко не просто яркая картинка с громкими лозунгами, а глубинная смысловая часть, проецирующая через творчество проблемы общества, нарастающие словно снежный ком.
События, изложенные в «Совершенном оружии» можно было смело уместить в коротком метре, не доводя историю до рамок полнометражного фильма. Видно, что у создателей не было не только свежих, актуальных идей, но и банальных средств для того, чтобы разбавить безликую посредственность хорошим экшеном и достойной актерской игрой. Постановщики трюков явно отдыхали во время процесса, в связи с чем лента Маттиаса Пара неспособна похвастаться ни единой запоминающейся сценой перестрелки или погони. И это при том, что «Совершенное оружие» выстраивается по развлекательным лекалам, которые должны хотя бы отчасти подменить собой отсутствующую философию. Что же касается состава исполнителей, то он вызывает не меньше расстройства, нежели все остальные составляющие этой поразительно пустой затеи. Джонни Месснер, появившийся из лона второсортного кино, продолжает погружение в пещеру разочарования, лишь периодически появляясь в прилежных фильмах и сериалах. Но «Совершенное оружие» к таковым точно не относится. Появился здесь и Стивен Сигал, которому уже давно стоило бы переключиться на работу преподавателя боевых искусств и не позорить свое некогда громкое имя участием в сомнительных предприятиях, предположительно позволяющих выводить некоторые суммы денег из поля зрения контрольных органов. В отличии от того же Месснера, Сигал успел заработать за долгую карьеру неплохой капитал, и пускай его частично подрезали судовые процессы, бедствовать актер точно не будет.
Разочаровывает в «Совершенном оружии» также и тот факт, что создатели откровенно насмешливо отнеслись к воссозданию мира далекого будущего, переместив практически все действия в обыкновенные коридоры и помещения среднестатистических зданий. Во время просмотра не возникает ни малейшего намека на то, что действие взаправду происходит в мире завтрашнего дня. А когда режиссер все-таки решается приоткрыть завесу над владениями Директора, становится понятно, что большая часть антуража нарисована при помощи откровенно дешевой компьютерной графики, на которую были потрачены последние сэкономленные средства. Фальшивость «Совершенного оружия» просматривается в каждом кадре, и чем меньше времени остается до финала этой катастрофы, тем больше гнева она вызывает. Маттиас Пар даже не задумался о том, чтобы в кои то веки прыгнуть выше головы, продолжив творить то, что получается у него лучше всего — молчаливо отбывать номер в компании вышедших в тираж знаменитостей.
В итоге хочу сказать, что «Совершенное оружие» являет собой пример того, как совершенно несведущие люди берутся за дело, которое им явно не по плечу. Лента выглядит совершенно ненужной и пытается сыграть на чувствах уважения зрителей к настоящей антиутопии, хотя сама она таковой не является. «Совершенное оружие» сложно причислить к ряду культовых работ уровня «1984», и даже самая слезливая молодежная поделка, выпущенная на больших экранах. способна дать фору творению Маттиаса Пара, ускользающему в туман.
2 из 10