Длинное и необычное название дебютного фильма Александра Ханта уже настраивает на специфические ощущения от просмотра. Несмотря на то, что энергия «повествования вне рамок» «Витьки Чеснока» сосредоточена на эксцентричности русской души, история, всё же, лежит по ту сторону стереотипов о России и по своей натуре универсальна. Образы героев (или антигероев) знакомы многим, порождая классический «роуд муви» без изысков. Да вот только поездка вышла куда интереснее, чем можно себе представить.
Парень по имени Виктор Чеснок состоит на 90% из показухи, за которой прячется не очень уверенный в себе человек, и на оставшиеся 10% из концентрата боярышника. Его основное времяпрепровождение включает в себя тусовки с сомнительными дамами, драки, секс (конечно же, не снимая спортивный костюм). Чем ещё заняться молодому человеку в бесперспективном городке, когда над ним нависла тупиковая карьера, маленький сын и любовница? Неожиданный поворот в его жизни происходит после возвращения из тюрьмы отца, который, к тому же, на смертном одре. Проклятый квартирный вопрос не обошел стороной Чеснока, так что тот, погрузив батю в фургон, поехал в дом инвалидов в надежде избавиться от родственника и заполучить жилье.
Нестандартный и, в то же время, такой знакомый «роуд муви» происходит в реалистичной российской глубинке, изображение которой в «Витьке» подается с большим чувством иронии и сатиры. Этакий русский «Твин Пикс» с гротескными персонажами без элементов китча. Тем не менее, нельзя не оставить в стороне версию, что «Витька» представляет собой тонкую шутку, высмеивающую направленность российского кино в последние годы и современные заботы нашего народа.
Значительная часть «Чеснока» строится на совпадениях и противопоставлениях двух характеров – отца и сына. Два актера (Алексей Серебряков и Евгений Ткачук) не только похожи своими лицами, но и повадками, характерами и жестами. Единственное, что не понравилось, так это застывшее в бесконечной насмешке лицо Ткачука.
Во многом, «Витька» является очень стильным фильмом. Речь идет не о саундтреке, а, скорее, о подаче материала. Мрачная эстетика приключения двух не самых приятных в общении мужчин контрастирует с яркими цветами: от красного фургона до желтых кроссовок. Печальная реальность российской глубинки несколько стилизована, что является, конечно, грубым преувеличением, но позволяет проникнуться тональностью сюжета. По моему мнению, нельзя ни в коем случае обвинять «Витьку» в клише «чернухи». Как мне показалось, это весьма позитивное кино, кто бы что не говорил.
Без недостатков не обошлось. Во-первых, судя по всему, было отснято куда больше материала, чем попало в финальную версию фильма. Многие сцены либо обрезаны, либо события в них просто не получают своего дальнейшего развития. Можно, конечно, уповать, что режиссер таким образом хотел показать реальную жизнь (дескать, история без начала, середины и конца), однако сама история в фильме имеет всё же четкую логическую кульминацию после прибытия в пункт назначения. Во-вторых, «Витька» снят уж очень непривычно. Иногда это работает в плюс фильму, но по большей части просто раздражает.
Многие отечественные проекты 2017 года основаны на весьма неприятном чувстве –
нелюбви. В одном случае речь идет об обратном любви ощущению («Нелюбовь»), в другом случае – об отсутствии любви («Теснота»). «Витька Чеснок и Лёха Штырь» предлагает свою трактовку нелюбви в виде своеобразного глубокого семейного фатализма, который ощущается, с одной стороны, исконно русским, а, с другой стороны, таким реальным. И, в конце концов, не стоит воспринимать эту рецензию серьезно, впрочем, как и сам фильм. Ведь даже если отказаться от любых заумных интерпретаций данной кинокартины, все равно, как мне кажется, в каждом из нас, россиян, есть чуть-чуть от Витьки Чеснока или Лёхи Штыря. И не факт, что они дали нам что-то плохое. Поехали?
7 из 10