Повесть XXI векаКартина «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» с самого начала подкупает своим громоздким названием и походит на некую повесть. А ведь так оно и есть: выпускник ВГИК’а Александр Хант снял самую настоящую повесть о худших и лучших сторонах простого, «земного» человека, а также затронул тему семьи, такую ценную для каждого из нас.
Лента повествует о простом взрослом парне, выросшем в детском доме маленького и забытого «городка N», являющимся типичным представителем низшего класса общества, который состоит в браке не по любви, работает на заводе, гуляет по вечерам в клубах и не может заполучить долгожданный кредит. Всю «идиллию» его жизни портит появившийся внезапно отец, а точнее наоборот, дает надежду на долгожданную героем квартиру, только если тот увезет отца-инвалида за 1000 километров, где найдет тех, кому на него не плевать. Завязка крайне легко воспринимается зрителем, а все события ленты для жанра «роуд-муви», к чему и относится данная картина, развиваются предельно интенсивно, что не дает заскучать от какой-нибудь затянутой экспозиции или сумбурной середины, наполненной лишними деталями.
Фильм является хорошим примером идейного полотна, где все сделано предельно просто и со вкусом. Детали сюжета или жизни главного героя совсем не играют ключевой роли, ведь упор делается скорее на те мысли, что пытался донести нам автор через рассказанную образами историю. Однако несмотря на уклон в идейность, которая так нужна современному русскому фильму, как раз таки и её хвалебная простота в купе с некоторыми заметными «провисаниями» молодого режиссера и являются её главными «камнями», сковывающими развитие драмы, которая так и чувствуется в трогательной истории о встрече отца и сына и неполнота которой не дает поставить фильму наивысший балл.
Некоторые «провисания» режиссера, о которых было сказаны выше, конечно, не являются критичными, однако и не могут остаться незамеченными странные затянутые без надобности кадры в стиле поездки по дорогам Японии из «Соляриса» Тарковского(но, конечно, не длящиеся по 5 минут) или же странно подобранные музыкальные композиции, которые хоть и подходят фильму под атмосферу нынешних, бедных районов России, где подобное играет почти в каждом втором старом автомобиле, но тем не менее режут слух и иногда смотрятся в картине лишними.
Со сценарием же все предельно хорошо и смущает лишь недостаток задушевных сцен вроде той, когда на отца находят воспоминания о детстве героя и он делится ими, что создает между персонажами определенную «химию». Следствием же этого недостатка является непонятная мотивация главного героя, который, будто по щелчку пальца в конце фильма начинает рисковать жизнью ради отца, которого совсем недавно ненавидел по вполне весомым причинам. Актерская игра дуэта Алексея Серебрякова и Евгения Ткачук действительно держится на достойном уровне, однако герой второго актера как по мне изредка, но все же переигрывает с напыщенной агрессивностью в той же манере речи. Что касается второстепенных персонажей, которые появились в фильме на 5 минут, то с ними дела обстоят куда хуже. Их переигрывания и театральность зачастую выбивает из веры во все происходящее, тогда как операторская работа с интересным решением часто использовать широкий угол, наоборот, добавляет камерности происходящему и заставляет почувствовать себя вовлеченным в эту историю и атмосферу унылых провинциальных окраин.
Что стоит похвалить отдельно, так это работу художника-постановщика картины. Убогие виды пережитков советского прошлого, праздника жизни в той нищете провинции, которую действительно каждый из нас может встретить в повседневности если проедет на 100 км от любых городов миллионников, здесь все эти пугающие кадры не отвращают зрителя, а скорее притягивают и завораживают своей романтикой. Такой же эффект можно заметить в поэзии И. Бунина, в которой тот описывает грязную, ужасную русскую деревню настолько эстетично, что тебе невольно хочется там жить.
Хочется сказать пару слов о концовке фильма. Да, возможно, оставить решение героя за кадром отчасти соотносится со слоганом «Стань тем, что ты есть» и дает зрителю полную свободу для раздумий над своим собственным жизненным выбором, однако, тем не менее, недосказанность в подобных произведениях часто ощущается как что-то неправильное и в данном случае не увеличивает, а скорее сбивает накала драмы конкретной истории с конкретными людьми, посмотрев на которую можно либо вдохновиться, либо остаться в глубоких раздумьях и попытаться учесть те ошибки и тот путь, через который прошел главный герой, как в том же «Левиафане» Звягинцева. Оставить же концовку открытой, как по мне, было решением ошибочным, особенно учитывая то, что картина по большей части воспринимается как повесть, цель которой как ни у какого другого жанра является поучение зрителя. Если «Возвращение» того же Звягинцева со схожей фабулой про воссоединение отца и ребенка можно сравнить с Толстовской эпической трагедией, то данная картина будет больше походить на «На дне» Горького, где при всем показанном убожестве необразованных, простых русских людей сквозь страницы(а в данном случае, сквозь кадры) прослеживается весь трагизм их положения.
8 из 10