Один из лучших в стране в 2017омВо всех учебниках по-кино написано: отдаление от героя, когда камера улетает вдаль и герой превращается в маленькую точку на экране или когда сам герой движется, как неуловимые мстители уезжающие на конях в красное закатное солнце, означает что история заканчивается. Зритель визульно и эмоционально прощается с героем и с историей.
Итак, мы сидим в зале, человек 40: я и еще 39 незнакомцев. И у нас только 2 вопроса: чем же закончится история? Что же сделает главный герой? И тут начинается всем известное и абсолютно понятное отдаление камеры от героя. Камера начинает улетать. Она улетает очень далеко. Настолько, что героя уже совсем не видно на горизонте. Кроме этого пролета, больше ничего не происходит. Пролет длится минуту точно, а то и больше. А мы все также сидим и смотрим на экран. И вопросы у нас те же. Я не думаю о том, на чем мне сейчас лучше ехать, не вспоминаю где находится туалет в этом мультиплексе. Всю эту минуту я по-прежнему думаю: Что же сделает главный герой? Чем же закончится эта история?
Начинаются титры. Никто в зале не двигается.
Потрясающе.
Я понимаю, что в том зале произошло что-то уникальное! Посудите сами: это наш отечественный, российский фильм. Фильм, где есть много гопников, бандитов, алкашей, а также имеется молодая мать, пьющая с подругами на кухне, и немного секса и много насилия.
И к тому же, это дебютный фильм! Никому неизвестного режиссера из Ханты-Мансийска - Александра Ханта (наверное псевдоним в честь малой родины).
И во этот самый фильм закончился, уже идут финальные титры. А весь зал сидит и молча смотрит на темнеющий экран. Никто не двигается.
Прям как по-Тарковскому: «зритель – как и автор фильма, тоже участник процесса, то, что происходит в его голове при просмотре – тоже творчество».
Можно ли использовать эту цитату применительно к большинству фильмов?
Звездные войны, Мстители? Да ну, какой там участник процесса, разве что - потребитель.
Включается свет. И только после этого мы, как тараканы от внезапного включения кухонной лампы, начинаем разбегаться.
Я понимаю что произошло кинематографическое чудо. Катарсис. Магия кино.
Уже после, произойдет еще одно чудо – фильм будет претендовать на выдвижение на премию Оскар от России!
Это при том, что у фильма были большие проблемы при создании:
Авторы объявили о сборе средств на один из этапов производства и попросили (ничтожные для кино) 350 тысяч рублей. И во время краудфандинговой компании, собрали (внимание) 23 тысячи 131 рубль.
Полный провал.
Чудеса происходят тогда, когда человек рискует всем ради мечты, которую кроме него никто не видит. Это вам Саня Хант подтвердит.
А теперь к содержанию.
Первое, что можно сказать о фильме – в нем невероятно много всего яркого и кислотного. Одежда, стены, машины, вещи и тд. Насколько беспросветной и чернушной может быть жизнь, настолько ярко и кислотно режиссёр это подчеркивает.
Причём намеренно и прямо в лоб, как яркие фильтры в инстаграм.
Красный чайник, зелёная кастрюля, яркие салатовые кроссовки, алая футболка и зелёная мастерка главного героя. Цветные спортивные костюмы у братвы и тд.
И в начале фильма есть очень крутая аллегория – в первом же кадре нам показывают огромную трубу из которой на конвейер вылетают разноцветные смятые пластиковые бутылки. А потом весь фильм показывают таких же разноцветных «помятых» жизнью героев. Которые также как и бутылки никому не нужны и выброшены на мусорку и будут переработаны. Как выброшенные бутылки, родителям не нужны нежеланные дети. Детям не нужны старики-родители. Мужу не нужна нелюбимая жена, с тещей в придачу. Стране не нужны такие «Витьки» и тд и тп.
Также отдельного внимания заслуживает музыка. Она здесь ооочень в тему и очень крутая!
Улан-Удэнец Хаски, Грибы, Пика и особенно группа «Не твое дело», чей трек - «Я буду рядом», играет во время того самого финального пролета.
Ханта сейчас называют – Тарантино, с русским колоритом. Но для меня же в фильме есть что-то скорее скандинавское. По-настроению фильм напомнил олдскульный и культовый «Дави на газ» из Дании, 2002года. Такое же «бытовое» полу-криминальное кино на тему отцов и детей. Режиссер Александр Хант, кстати, также воспитывался без отца и потому, тема эта для него не простая.
Все персонажи фильма колоритны и прекрасны. Чего стоит только песня под гитару от вора в законе Чебура.
Фильм очень точный, смелый. С невероятной цветовой палитрой. С простой, но от этого оригинальной операторской работой, где много статичных кадров и широкоугольного объектива.
И много круто поставленных сцен, сатиры, юмора и парадоксов.
А пожалуй самым главным парадоксом является то, что бывшего уголовника Леху Штыря играет мощный актер - Алексей Серебряков.
Который с недавнего времени является гражданином Канады. Куда он переехал еще в 2012ом году.
По словам самого актера, причиной отъезда стала, цитирую: «Сложившаяся в России неблагоприятная социальная обстановка, связанная с ростом агрессии и нетерпимости».
Вот как. Как вам такой парадокс?
К слову, криминального авторитета Штыря, он сыграл мастерски.
Смотрите больше ХОРОШЕГО кино. Будьте соучастниками творческого процесса.