ГнильТак уж сложилось в нашей культуре, что хорошая русская литература и хорошее русское кино — это, по большей части, произведения в стиле «Россия для грустных». Маленький человек в жерновах системы, повсеместная разобщённость и безразличие, бытовая адуха и прочая достоевщина. Если честно, я уже основательно от этого устал. Попробуйте перечислить хорошие или хотя бы неплохие российские фильмы последних лет. Что вам придёт на ум? «Дурак» Быкова, «Нелюбовь» Звягинцева, «Аритмия», «Текст»… Разные фильмы, разные авторы, но аура плюс-минус одна и та же — никакого позитива, сплошь чернуха, жестокие реалии российской действительности, русский фатализм, самокопания и прочие русские «радости жизни».
Когда я услышал название «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», я сразу сделал зарубку в памяти — надо посмотреть этот фильм. Я всегда стараюсь смотреть фильмы с нуля, не читая рецензии и синопсис, не глядя трейлеры, чтобы не засорять восприятие чужими мнениями. Так что о фильме я не знал ровным счётом ничего. А название, прямо скажем, намекало если не на бадди-муви комедию, то на роад-муви как минимум. В общем, я надеялся увидеть нечто интересно-позитивное.
Сразу скажу, что фильм мне НЕ понравился не из-за того, что он не оправдал мои ожидания. Когда я понял, что смотрю очередную тяжёлую ленту про российскую россию, я был немного разочарован (не фильмом, а крахом своих надежд), но фильм честно досмотрел. Признаюсь, это было непросто. Слишком уж много подобной провинциальной чернухи в нашей обыденной жизни: обыдлевшие от тяжёлой жизни и безысходности люди, гопота, алкаши, зеки, полная разруха социальных сфер, беспризорные дети, которых их конченые родители запускают в то же проклятое колесо. И вот ты хочешь отвлечься и посмотреть хорошее кино. А про что у нас в России снимают хорошее кино? Правильно, про ту самую действительность, от которой ты хочешь отдохнуть.
Короче говоря, хочется выйти в русское поле, пасть на колени во ржи, раскинуть руки и проорать риторический вопрос в пасмурное небо: ну почему, ПОЧЕМУ У НАС В РОССИИ НЕЛЬЗЯ СНЯТЬ ХОРОШЕЕ, ЛЁГКОЕ, ПОЗИТИВНОЕ КИНО без водки, похабени, сортирных шуток и оммажей в адрес Горького и Достоевского?
Ладно, это не претензии к конкретному фильму, просто крик души. То пустое. Почему же мне так не понравился очередной фильм про чернуху, хотя в своё время я оценил «Дурака» и другие подобные фильмы? Из-за его идейного наполнения и посылов, которые вложил автор. По сути, Витька Чеснок и быковский Дурак обитают в одной среде — дно провинциального городка, где выживающие люди опускаются и деградируют вместе со всей окружающей инфраструктурой. Однако, Дурак на то и Дурак, что вопреки всему пытается изменить хоть что-то. Витька Чеснок — его полная противоположность. В среде маргиналов он как рыба в воде. За спиной детдом, днём завод, вечером бухач в местной рыгаловке, драки и пьяный перепих с местной марамойкой. Дома — нелюбимая жена, ненавистная тёща и нежеланный ребёнок в тесной советской квартирке.
Пик его амбиций — взять кредит (который он не собирается отдавать) и сбежать от жены на отдельную хату вместе с любовницей. И тут появляется он — Человек-Серебряков (да, тот самый, который во всех фильмах жрёт водку вёдрами и чалится по лагерям). Человек-Серебряков оказывается отцом Витьки, который был таким типичным российским батей: бил мамку, бросил семью, регулярно ездил отдыхать на зону. Уважаемый человек, в общем. По его милости Чеснок загремел в детдом, а теперь батя появился в его жизни в новом статусе: с инвалидностью и хатой, которую можно отжать.
Собственно, это и становится главной мотивацией Витьки Чеснока — чего ещё ожидать от человека столь ничтожного. Дальше герои отправляются в путь — физический и метафизический. Физически Чеснок везёт сдавать Штыря в тот самый дом инвалидов. Метафизически герои тоже должны пройти некий путь развития, ибо так работает драматургия. Чаще всего по итогам пройденного пути герой переживает некий катарсис, ну или как минимум делает какие-то выводы. Собственно, лично для меня главный недостаток фильма заключается как раз в тех изменениях, которые происходят в мировоззрении Чеснока. Он встретился со своим папкой, и убедился в том, что он — эгоистичная мразь (так и есть). Он насмотрелся всякого трэшака и наглядно оценил все прелести уголовной романтики. И вот лично я тешил маааленькую надежду, что хотя бы после такого великовозрастный идиот всё же додумается сопоставить свою жизнь с жизнью своего папашки. Возможно, до него дойдёт, что пока он жалуется на своё детдомовское прошлое и плохого папку, его собственный сын оказался брошенным при живом и здоровом отце. Возможно, болезненные воспоминания о скотском отношении отца к матери заставят его задуматься о своём отношении к женщинам? Возможно, жалкое вонючее ничтожество в виде отца заставит его задуматься о том направлении, которое он выбрал в своей жизни? НЕТ. У Витька действительно просыпаются нежные чувства — только не к сыну, не к жене, и даже не к любовнице. К кому же тогда? Угадайте с одного раза.
Про что этот фильм? Про то, что «яблоко от яблони»? Про своеобразную российскую преемственность поколений? Или про то, что надежды нет и всё потеряно? Если так, то какая-то логика в такой истории есть. Но автор, насколько я понял, видел это совсем по-другому. Многие критики писали про «трогательное путешествие по современной Руси». Про то, что это фильм о «прощении и переосмыслении собственных ценностей».
И знаете, что? К чёрту такую Русь. И к чёрту такие ценности.