«Стань тем, что ты есть».Проблема кинокомедий как жанра в современной России широко известна нашему зрителю. Так, каждый год на экраны выходит не одна пошлая тупая комедия, что скорее вызывает смех истерический, чем душевный. Ситуацию не спасают ни плохие рейтинги, ни судебные разбирательства- создается впечатление, что люди никогда не перестанут ходить на подобное, а вследствие чего данные фильмы не прекратят выпускаться. Эта проблема отчасти касается и других представителей жанра российских комедий, одним из которых является картина дебютанта
Александра Ханта 'Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов'. Подобным примечательным и свежим для российского кино вещам попросту не хватает зрительского внимания из-за уже сформировавшегося у нас отношения к данному жанру. Однако можно ли с полной уверенностью сказать, что фильм Ханта заслуживает к себе внимания, пусть в силу собственного хронометража и не большого? Ответ на этот вопрос частично дает атмосферный трейлер к картине, что непременно заинтересует интеллектуального и вдумчивого зрителя, но что того ожидает на деле?
На деле этот фильм не имеет в себе подтекстов. Более того, режиссер картины Александр Хант специально упускает моменты чернухи и презрения к действительности, с которой взаимодействуют два главных героя картины. Автор строит фильм жизненным и простым, насколько просты герои его ленты. А что же с героями? Один из них, Витька Чеснок- простой русский гопник, менталитет и образ жизни которого известен зрителю не понаслышке. Витя имеет за собой непоколебимую гору проблем, справиться с которой он надеется путем создания новой жизни, новых отношений с новой квартирой и забытьем своих нынешних родных, любовь к которым он потерял еще в далеком прошлом. Помогает ему в этом, разумеется, как и любому другому работяге с завода, плохое пойло в больших размерах. И вот, когда вся Витина жизнь идет под откос, надежды на счастливое будущее гаснут с каждым днем, внезапно из тюрьмы с инсультом возвращается Леха Штырь- отец Вити, в детстве бросивший мальчика сиротой. И не будь у полуживого отца свободной квартиры, с которой Витька намеревался начать новую жизнь, век бы Чеснок на того внимания не обратил. Однако ситуация складывается именно таким образом, вследствие чего Витька немедля решается покинуть на время родной город, дабы сдать отца в приют и получить его жилплощадь.
Основываясь на этой истории и жанре роудмуви, хороших представителей которого в российском кинематографе можно пересчитать по пальцам, Александр Хант уделяет огромную роль раскрытию образов главных героев своего фильма, что определенно стоят друг друга. Из Вити Чеснока получился настоящий гротескный гопник, благодаря не только потрясающе точной актерской работе Евгения Ткачука, который кажется живым и подлинным в этой роли, но и от сердца подобранной кислотной палитре оттенков одежды Вити. Помимо этого, образ Витька формирует и аутентичный русский рэп, что придает герою полную взаимосвязь с пейзажами на экране. Здесь играют и
'патимейкер', и
Грибы, и
Хаски, что только сильнее погружает в происходящее представителя современной молодежи, если тому удосужилось увидеть это кино. Фактически все аспекты, присущие как внешне, так и внутренне, Витьку, досконально и со всех ракурсов передают на экран столь характерный образ русского гопника.
В противовес устоявшемуся беспечному гопнику поставлен его отец- Леха Штырь. Алексей уже прошел все жизненные сложности, что впоследствии ожидают его сына, если тот не свернет с кривой дорожки. Потому в задачи Штыря входит не только спасение своей жизни от постоянного одиночества внутри дома инвалидов, но и борьба за будущее собственного сына. В силу возраста, в силу нажитого опыта герой Алексея Серебрякова делает выбор не в пользу себя, как когда-то бросил сына сиротой, а, возможно, впервые выбирает жизнь другого, решительно отдавая предпочтение среди этих задач второй, наиболее, на его взгляд, важной. Естественно, образ Штыря не был бы столь красочным и двойственным, если бы не чувствительная работа потерявшегося в собственных ролях Серебрякова. Однако именно в этой картине Алексей кажется настоящим и чувствующим Человеком с большой буквы этого слова, что потерялся среди топорных ролей, казалось, с фильма
'Серп и Молот' Сергея Ливнева. Возвращение прежнего Серебрякова, а не его подмены в
'Левиафане' Звягинцева, определенно стоило выделенного для фильма бюджета, настолько, что с отсутствием этого артиста кинопроба Ханта сложно представить живой и подлинной.
В сухом остатке картина Александра Ханта 'Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов'- это фильм с множеством огрехов и неточностей, начиная от странно выбранных ракурсов для съемки, создающих ощущение не своей свежести, а лишь ненужной претенциозности, и заканчивая плохо проработанными, в силу скорее малого хронометража, второстепенными персонажами, роли которых соответственно также были сыграны на должном ужасном уровне. Впрочем, не всем же дебютам российского кино в этому году быть успешными, не так ли,
Кантемир Балагов? Нельзя не признать очевидные ошибки Ханта, но не менее сложно не закрыть на них глаза, учитывая всю правдивость и жизненность его дебютной картины.
Рекомендую к просмотру.
7 из 10