Я буду рядомВ начале 2018 года со мной дважды случилась уникальная история. Сначала 'мать!' Аронофски, а затем этот фильм А. Ханта заставили меня пересматривать их уже на следующий день. Если с первым это понятно, то как подобное могло произойти со 'стопятьсот тысячным' российским фильмом про 'грязь, страх и ничего человеческого'? И уж совсем не вероятно то, что мысли о фильме я смог оформить только через пару месяцев. Мне постоянно неуловимо не хватало какого-то нюанса, чтобы конкретно понять, чем же Хант заставляет меня постоянно возвращаться к истории Витьки Чеснока. Недостающее мысленное звено я получил из интервью А. Серебрякова, где он сказал, что в конце сыграл смерть. Все встало на свои места. Этот фильм не про Чеснока, а про Штыря.
Витька и Леха очень интересно подобраны внешне. Плюс Евгений Ткачук выполняет в кадре двойную работу - играет гопника-пацанчика и старательно копирует мимику и движения 'папы' Серебрякова. Таким образом мы словно видим одного человека и его молодое отражение. Благодаря этому приему, а так же блестящему сценарному прологу уже в первые 15 минут фильма очень широко раскрываются сразу оба главных персонажа. Глядя на парализованного Штыря, мы сразу видим, и какой он был в молодости. Привыкший не отдавать отчетов за свои действия, вести эгоистичную разухабистую жизнь, Леха и сейчас еще уверен, что он в авторитете у окружающих. Сталкиваясь с ненавистью сына, он говорит ему: 'Я тебе докажу!', и терпит очередное фиаско, оказываясь ненужным и второй семье. Дальше больше, и от него отворачивается даже его враг. Итогом становится забытый чулан и затертая пижама дома Инвалидов. Расплата, настигшая Штыря чудовищна. Быть ненужным никому при живой жене, двух детях, блатных 'друзьях'. Когда на тебя абсолютно плевать вообще всем. И мне кажется, что размышления Витьки в финале, это не принятие решения о возвращении. Это осознание повторения пути. Финал Штыря и финал Витьки тоже. Ведь их жизни на этом отрезке идентичны
Разве это не прекрасно, что в российской сценарной пустыне наконец-то появился полноводный оазис?
К этому всему совершенно необходимо добавить собственный визуальный стиль, подчеркиваемый приятной глазу палитрой. Глазам тут не менее интересно, чем мышлению. Ушам, конечно, тут только не позавидуешь, но как музыкальное сопровождение, уверен, это именно то, что нужно.
Дуэт двух прекрасных актеров описывать нет смысла. Задача фильма в значительной степени зависела только от них. И персонажи получились наделены массой отличительных черт, с проработанными характером, лексиконом, движениями и интонациями. Отдельно из актерского состава хочется выделить Константина Гацалова. У него очень и очень характЕрный, колоритный персонаж. Я даже в жизни таких точно видел. Очень похоже.
Как итог, это кино оказалось в списке мои любимых произведений с массой моментов, которые уже опять хочется пересмотреть.
8 из 10