Сюжетная линия фильма выстроена настолько грамотно, что интрига не то чтобы сохраняется до конца, – она и по окончанию просмотра не пропадает у многих зрителей... Не стану приводить свои аргументы в защиту, хотя и непростого, но вполне понятного мне сюжетного секрета, а скажу лишь, что с точки зрения православного вероучения там всё предельно ясно. Как там с других точек зрения? – наверное, версий может быть много. Главное и вполне очевидное в том, что силы зла вредят людям настолько, насколько могут. А уж как они могут – это вопрос дискуссионный. Конкретно в этом фильме показали людей различной степени и различных направлений религиозности, но никому из них эта религиозность не помогла. (К слову об этом, – не удивительно и то, что даже представители христианской конфессии здесь не блеснули способностью к хоть какому-нибудь вменяемому противостоянию, учитывая вполне ясно выраженную местным священником духовную немощь).
Основная духовная составляющая данной картины – человеческая религиозность в её различных ипостасях. Тут представлены и буддизм, и христианство, и колдовство на грани оголтелой бесовщины. Всё «заварено» самым крутым образом и сдобрено превосходной картинкой, где только и успеваешь переводить глаза от одного ужасного эпизода к другому. Фильм сразу погружает в атмосферу жестокого кошмара, который в виде череды странных происшествий внезапно накрывает мирно дремлющую в обывательстве деревеньку, в буквальном смысле – непуганых идиотов. Довольно быстро зрителю становится ясно, что корень зла явно не в отравлении грибами, ведь не на пустом же месте все эти странные видения, – то ли во сне, то ли наяву, – регулярно навещают главного героя в виде кошмаров и не дают ему спокойно жить. Вскоре на сцене появляются настоящие силы тьмы, сначала в виде колдунов, а затем и похуже...
Игра актёров хороша, хотя картине присущ выраженный национальный характер в поведении героев: странная смесь азиатской истеричности и одновременного мечтательного спокойствия. По ходу развития сюжета на глазах зрителя случается существенная трансформация главного героя, от аморфного и пугливого пухляка к отчаянному сорви-голове. Изменение происходит постепенно, почти незаметно.
Не очень понравилось исполнение роли шамана, как-то обыденно вёл себя этот герой, даже не пытался вселять уважение к своему мутному ремеслу.
Отдельным колоритным персонажем этого фильма можно было бы смело назвать – дождь. Это обыкновенное природное явление довольно обильно пропитало собой всю картину, обдало бодрящей прохладой и перепачкало извечной деревенской грязью. Иной раз просто невольно рука тянулась за зонтом.
Калейдоскоп разворачивающихся событий весьма впечатляющий, в особенности потому, что фильм не перегибает палку ни в чём и абсолютно всё увиденное вполне возможно себе представить в реальности. Здесь нет ничего откровенно сказочного, как часто бывает в фильмах с мистической подкладкой.
Но всё-таки это кино не вселяет страх, не наводит щемящий ужас, а, скорей, смотрится как объект для исследования тех заблуждений, которые свойственны людям, живущим за рамками монотеизма. И хотя картина имеет сильную христианскую составляющую, обильно приправлена цитатами из Евангелия, всё это лишь флёр, не могущий закрыть беспомощно торчащих заблуждений язычества.
Вывод. Вне всякого сомнения, фильм просто отличный в рамках своего жанра. Если не присматриваться к национальному колориту, то он не только исключительно классический, но и значительно расширяющий границы привычного. Я бы сказал, что это некоторым образом следующий шаг в кинематографе по освоению тематики мистических триллеров: бесовщина наступает!
Интересующиеся жанром просто обязаны обратить внимание на данный фильм. Всё в нём хорошо, и даже совсем не жаль, что он долгий.