КатавасияФильм получил главный приз Кинотавра 2016 и положительные отзывы в прессе, поэтому, когда мне выпала возможность, я с ним ознакомился.
Сразу скажу, что главный приз и отзывы журналистов не подняли мои надежды на заоблачные высоты, все-таки российский кинопром выдает не так много фильмов, чтобы даже лучший из них (а еще не факт что
этот лучший) оказался достоин потраченного на просмотр времени.
Год российского кино, при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, фонд кино - первые кадры дали мне понять, что ожидания надо приспустить еще чуть-чуть, все-таки кто же за государственные деньги будет снимать что-то стоящее? Широкий прокат и кассовые сборы особо не нужны, деньги выдаются из бюджета безвозмездно. На этой мысли я взял себя в руки и решил не судить создателей раньше времени. А зря.
Сначала мои придирки носили скорее технический характер - в каком времени происходит действие фильма? На экране соседствуют одежда из 80х, гаджеты из 10х и персонажи из 90х. Может быть режиссер хотела сказать этим, что школа во все времена одна и ничего принципиально не меняется, одни и те же роли переходят из поколения в поколение? Скорее нет, ведь подобная катавасия творится со всем реквизитом. Например, семья хорошего мальчика, вроде как должна быть бедной, но у них квартира с трассой и балконом (одновременно!), в ванной новая плитка и душевая кабина, мебель и одежда прямо из СССР. Если творцы не знают как простой народ живет, можно наверное зайти и ознакомиться, чтобы чуть-чуть похоже было, а то вся семья выглядит как путешественники во времени, перенесшиеся из 1985 в 2016.
Кастинг тоже вызывает вопросы.
Главный любовный интерес героя - совершенно не тянет на школьницу и опережает его по возрасту на 4 года в реальности (а судя по происходящему на экране я бы определил их возраст как десятиклассник и третьекурсница).
Отец героя (Константин Хабенский) - застрявший в прошлом околонаучный фрик, сидящий на шее у жены-бухгалтера, целиком вырезан из какого-то странного сюжетного картона, не менял своей одежды и не переклеивал усов с 1985 года.
Директор школы (Михаил Ефремов) выглядит как полубизнесмен-полубандит из 90х с соответствующей машиной и непонятным источником дохода, учитывая обстановку в его квартире.
Станислав Ильич (Александр Паль) совершенно не похож на забитого учителя информатики, это не его типаж.
Но все это мелочные придирки, меркнущие перед развитием сюжета и диалогами персонажей.
Взрослые (прежде всего директор и учитель английского) относятся к школьнику, которого видят чуть ли не в первый раз, как к личному психологу, доверяя ему свои сердечные тайны, посвящая его в секреты и детали своих отношений, которые люди обычно берегут и утаивают даже от друзей и родственников. После этого, взрослые слушают советы школьника и некоторые из них пытаются воплотить в жизнь с очевидным результатом.
Учитывая эти особенности, а также неестественность героев и обстановки, слушать диалоги можно только приложив ладонь к лицу. Чтобы не вдаваться в подробности и не пересказывать сюжет для тех, кто не видел фильма, точное представление об уровне материала можно получить вспомнив сериалы для домохозяек, идущие днем по первому и второму каналам.
Вообще происходящее напоминает сладкий сон подростка - то он встречается с учительницей, то с самой популярной девочкой в школе, а теперь безошибочно угадывает орел или решка, выигрывает джек-пот в казино, ставит на место родителей и директоров.
Пора бы проснуться.
Плюс — хорошие актеры.
Минусы — хорошие актеры не на своих местах, несущие чепуху, от которой стыдно почему-то лично мне, хотя я к сценарию не причастен. Сценарий, кастинг, реквизит. Танцы, странно и не к месту перебивающие и так хромающее на обе ноги действие. Странным образом оправдывающая похождения директора развязка сюжета (Кстати, если он уже 10 лет в отношениях с учительницей английского, то когда они начались? В 10-11 классе?).
Самый жирный минус - если вы платите налоги, то фильм снят на ваши деньги.
P.S. Маскотом фильма я избрал персонажа по кличке 'Писун' - он вторгается в сюжет в самой первой сцене, знакомящей нас со школьниками в их естественной среде обитания, тушит запал главного злодея и подводит черту в описании жизни героев после конца фильма.
2 из 10