Путь самурая (Когда я стал великаном)Какой фильм соединил самых модных актеров четырех поколений, стал главным победителем «Кинотавра» и вызвал массу положительных и откровенно мимимишных отзывов, не являясь при этом безусловным шедевром?.. Феномен «Хорошего мальчика» в том, что он практически не вызывает полярных оценок, но при этом одинаково далек и от однозначно унылой серости, и от сияния гениальности. Он просто милый и прикольный. Казалось бы.
Больше, вроде бы, и не скажешь, но формат рецензии предполагает детали. Главная из них обычно ускользает от внимания по крайней мере массового зрителя, а деталь эта – один из самых противоречивых и неформатных героев местного шоу-бизнеса Михаил Местецкий в качестве автора сценария. Местецкий, напомним, - это человек, в котором уживаются «Легенда № 17», самый безбашенный фильм российского синематографа последних лет «Тряпичный союз» и эстетский стеб музыкального проекта «Шкловский». Словом, такой персонаж не мог просто написать просто качественное кино про трудную подростковую жизнь.
Неделя «хорошего мальчика» Коли Смирнова - путь самурая по архетипическим подростковым маркерам успеха. Замутить с первой красавицей класса, закорефаниться с директором школы, выиграть с листа бабла, разрулить главный скандал года, унизить - пусть и не совсем своими и не совсем руками – главного уркагана, вырисовать такую интригу с самой клевой училкой, чтобы стать для нее рыцарем в сияющих доспехах…. Вот ведь ровно об этом мечтают все гнобимые чуханы с 5-го класса по 11-й, давясь кровью со слезами за гаражами. Режиссер Оксана Карас очень точно визуализирует виртуозно переписанную Местецким из коллективного подросткового бессознательного сказку о гадком утенке, который становится прекрасным принцем и всех побеждает. Конечно, к реальности в ее документальном смысле это имеет мало отношения – но оценивать «Хорошего мальчика» с точки зрения жизнеподобия было бы верхом наивности, это именно что набор грез, видений, хотелок и загаданных перед выходом к доске заветных желаний школоты всех времен и народов.
Сборник мифов делают теплым живые герои, и прежде всего – упомянутая в первых строках текста великолепная четверка. Блистательно солирующий в главной роли Семен Трескунов, единственная проблема которого состоит в том, что годы, увы, его не щадят (в отличие от того же Хабенского, к примеру, о котором речь впереди), а это значит, что скоро он перейдет в другую возрастную лигу, играть харизматично-нелепых подростков снова станет некому, и новое российское нестыдное кино про детей закончится, едва начавшись. Чудесный своей шимпанзешной мимикой Александр Паль – немногословный, но выразительный, как всегда. Уже отмеченный нестареющий Хабенский в самом своем, возможно, после фильма «Механическая сюита», антигероическом образе за карьеру – папаша Коли, сумасшедший зожник-химик, пародия на все, что можно. И, конечно, Ефремов в роли дон-жуанистого директора школы. Вроде, он здесь не совсем в своем амплуа – вообще не пьет!, – но важен для смысловой связи поколений, ведь Коля Смирнов - явная реинкарнация того самого, мише-ефремовского Пети Копейкина из «Когда я стану великаном» на новом витке исторического развития (или неизменности?) таких понятий, как отвага, благородство и троллинг. Которые в незатейливом фильме про хорошего мальчика раскрыты так легко и просто, что можно понять жюри «Кинотавра» и пересматривать это кино еще и еще.
8 из 10