Этот фильм станет «ссылкой в длинном перечне забытых ссылок»Как же манят современных кинематографистов острые социальные темы, и чем они острее, тем заманчивее и сложнее сделать хорошее кино. А дальше всё просто — либо получается, либо нет. Мишель Дэннер ставит перед собой очень сложную задачу, взявшись за историю о массовом школьном убийстве, ведь уже изначально здесь всплывают две серьёзные социальные проблемы — насилие, направленное на детей, и насилие, совершаемое детьми. Забегая вперёд и говоря о результате, можно точно сказать, что режиссёр не справилась практически со всем, о чём заявила. И утверждать это у меня есть пять причин.
1. Желание госпожи Дэннер объять необъятное. Помимо уже упомянутой социальной проблематики, кинопродукт пытается поднять и другие важные вопросы: расизм и нацизм, отношения «отцов и детей», укоренение в сознании детей жестокости путём распространения компьютерных игр, высокий уровень преступности среди детей и подростков. Не уделяя должного внимания каждой из этих острейших проблем в обществе, режиссёр собирает из всего этого суповой набор, скидывает его в большой котёл и варит на медленном огне.
2. Персонажи. В центре сюжета два главных героя, между которыми невооружённым глазом видна параллель. Это журналист по замыслу, но по сути бесхребетный блоггер Лакс Моралес и подросток-убийца Герман Ховардс, возжелавший любви и внимания к своей персоне. Каждый из них несёт на себе тяжкий груз преступления с одной лишь разницей: один умрёт, осознавая, что даже своей смертью он уже ничего не исправит, а второй будет жить с этим всю оставшуюся жизнь. И всё же есть ещё одно важное качество, объединяющее главных героев. Они оба напрочь лишены индивидуальности. Зритель никогда не узнает, почему Герман стал изгоем, ведь этот фильм не отвечает на этот вопрос, остаётся только принять это условие, поскольку так решила Мишель Дэннер. Что нужно чувствовать к Лаксу, тоже остаётся загадкой, ведь персонаж не просто не карикатурен, он безнадёжно безлик. Будущий журналист, переступив в прошлом границы закона и морали, утешает себя тем, что так и только так он мог спасти несколько десятков или даже сотен жизней. Однако выбор его был продиктован не могучим желанием разоблачить негодяев, а подлой трусостью.
3. Фальшивость. В этом фильме некоторые вещи до неприличия искусственны. Ненатуральны. Лживы. Начиная с пластмассового ведущего передачи, которую в реальности никто не стал бы смотреть, работника соц защиты, выглядящий на самом деле так, что это он него необходимо защищать детей, глупой политической дамы, которая при каждом своём появлении на экране повторяет одно и то же, закрепляя свою мысль в сознании граждан возгласом «Боже, храни Америку», и заканчивая телефонным номером «555 -…». Тотальное отсутствие живых деталей. Одна единственная попытка режиссёра определить время действия и хоть как-то связать этот фильм с реальностью путём упоминания реального события ничего не меняет.
4. Отсутствие цельности. Постоянные флэшбеки нескольких персонажей, вставки и из реальных и псевдореальных новостных программ не создают атмосферу в данном случае. Вся картинка точно так же, как и героиня нашумевшего романа, разбивается на тысячи мелких осколков.
5. Абсурдность. Трудно представить, как легко можно научиться стрелять по движущимся объектам, да и еще двумя руками одновременно, играя в одни лишь компьютерные игры. Трудно представить, как мать, потерявшая одного ребёнка и теряющая второго, с трудом выдавливает слёзы из стеклянных глаз. Трудно представить, что же на самом деле сделал такого исключительного журналистик для этого мальчугана, которому не то, чтобы трудно, ему вовсе не хочется сочувствовать. Трудно представить, что этот фильм претендует на то, чтобы быть замеченным.
В итоге получается рядовой и слишком прямолинейный фильм. Он не оставляет пространства для размышлений, а всего лишь даёт простейшие ответы на более серьёзные вопросы. После просмотра не захочется сесть и подумать, потому что создатели лишили такой возможности. Никаких метафор и открытых финалов. И даже приятное, ненавязчивое музыкальное сопровождение бесследно исчезает в череде недостатков этого фильма.