Достаточно одной свечи, что бы распахнуть новые мирыКоротко:
В центре картины молодая писательница Джулиет, ведущая „расследование“; истории людей; и, конечно, книги.
Остров Генси, оккупированный фашисткой Германией, служит отправной точкой сюжета и основным местом действия. В дальнейшем мы постоянно переносимся во времени: то наблюдаем текущие события послевоенной Англии, которая только начинает восстанавливаться, то посещаем воспоминания героев.
В этой картине с одной стороны незамысловатый сюжет, с другой — разговор о вечных ценностях (сострадании, борьбе за идеалы, помощи другим и прочем), женской эмансипации и, конечно, о любви.
Кино позволит приятно провести вечер, оставив после себя как пищу для размышлений, так и нечто жизнеутверждающее в душе. Важнее золота найти „своих“ людей, ведь, обретя близких по духу, ты станешь по-настоящему богат. Стоит отметить красоту видов и подбор персонажей, радующих взгляд.
Дальше можно просто смотреть фильм и не читать мой отзыв, вернувшись сюда после просмотра или не вернувшись: ) Приходится писать весьма пространным языком.
Развёрнуто:
Обратил внимание на эту кинокартину в основном из любви к литературе: 'Вы сами знаете на что способны книги. Это то общее, что есть у нас, какими разными бы мы не были' — говорит один из персонажей. Должен признать, он заставил меня вспомнить, что книги выступают не только персональными мирами для одиночек (и дают возможность пережить сложные времена), они также являются общим пространством для обсуждения и коммуникации людей, наполняют сознания общими смыслами и идеями.
„И какие книги любит твой возлюбленный?“ — спрашивают у главной героини.
Сейчас информационная среда разрослась, мы черпаем смыслы (зачастую бессмысленные) из многих источников (кино, телевидение, интернет), но книги остаются базой. Представьте себе мир без современных средств связи, тот, что был даже раньше продемонстрированного нам авторами ленты. В нём будет особенно заметно существование мысли, заключённой в книгу, вне пространства и времени, то есть, способной объединять людей из разных мест и точек истории. Впрочем, до изобретения книгопечатания не такое уж широкое распространение было у книг, тем не менее, книги в том или ином виде существуют довольно давно и, во многом, лежат в основе нашей цивилизации.
В картине есть место доброте, просторным пейзажам острова Генси, с его холодной красотой, ночным журчанием воды, звёздами и пением птиц.
Сюжетная линия кажется довольно незамысловатой по современным меркам, в тоже время в ней несколько слоёв, которые довольно органично вплетены друг в друга и развиваются вместе с движением сюжета. Как мне кажется, акцент сделан не на событийном ряде, а, скорее, на происходящем в душах людей, как в классической литературе, где внешний мир часто выступает декорацией к мыслям и чувствам героев.
Первым (здесь и далее слои расположены не иерархически, а просто расположены) слоем можно отметить тему войны, которая ведётся не только снаружи, но и в сознании или, если угодно, душах людей. Нам говорят о необходимости сохранять человечность, не смотря на внешние обстоятельства. 'Тысячи рабов, свезённые из Польши, из России. Они работали днями и ночами. Их держали в загонах, под палящим солнцем и проливным дождём. Даже со скотом так не обращаются. Мы едва не гибли. А они гибли. Голодали и умирали' — с грустью и негодованием рассказывает один из героев.
Нам демонстрируют, что реальность сложно разделить на чёрное и белое, ведь человеческий мир значительно запутанней. Среди своих могут оказаться отъявленные подлецы, среди чужих — наоборот. Люди любят власть и сплетни. У каждого свои удачи и ошибки, свои уроки, сила или бессилие, свои секреты, вина, и даже одну и ту же религию каждый понимает по-своему.
Другим слоем выступает тема сильной женщины, её моральных качествах, сострадании. Она сама делает выбор, то есть обладает субъектностью. Главная героиня — Джулиет — обаятельна, умна и авантюрна, много и красиво улыбается, что активно использует режиссёр. Впрочем, на то она и главная героиня. Стоит отметить, что будучи писателем, изначально она работала под мужским псевдонимом — Изи Бикертаф, и я бы не стал обманываться её объяснением причин такого решения в ленте.
Окружающие Джулиет мужчины подобраны под стать: умные, харизматичные, стильные, каждый по-своему интересен. Каждый из них как бы отображение определённого уровня реальности и распределения ролей. С одним Джулиет в женственных нарядах среди роскоши, ей весело, но „душно“. С другим — в брюках и блузке, в которых она не менее хороша. Стоит отметить, что женские брюки в то время — это не только одежда, но пока ещё символ. В одних случаях она объект обладания, в других искатель и носитель собственных идей. Идея сильной женщины, также заключена в Элизабет, ещё одном женском персонаже, через историю которой Джулиет как бы обретает себя. Как говорят: только в искреннем стремлении и помощи другим мы можем обрести себя и своё счастье.
Ну и, конечно, это фильм о любви. Всё это добро переплетено темой литературы, о которой я говорил выше. Стоит смотреть внимательно и задаваться вопросами, в визуальном ряде есть интересные нюансы. Вы увидите тем больше, чем лучше ваша „база“. В то же время не шедевр, но мне зашло:
7 из 10