Человек человеку другИстории о расовых конфликтах всегда одни из самых противных и неприятных. Осуждать человека за цвет его кожи, убивать за это, ненавидеть за это. Подобные ужасы представить трудно, но можно. Это страницы истории нашего человечества. Слишком омерзительные страницы. Когда люди не хотели понимать, что все мы одни и те же. Все мы одинаково дружим, воюем, едим, пьём и любим. И никаких различий в этом нет и быть не должно.
И в это тяжкое время, когда эти расовые различия оставались во главе всего, зритель возвращается в фильме «
Ферма Мадбаунд».
Ди Риис ведёт повествование о двух семьях, живущих на одной ферме. Одни — цветные, где мать живёт заботой о детях, а отец мечтает о собственной земле. Вторая — белая, где почти то же самое с той лишь разницей, что персонаж
Кларка землёй этой владеет, а отец его самый ярый расист. И в каждой семье царит своё настроение: если у первых и царит любовь и понимание, расцветающее с надеждой на лучшее в душе, то у их соседей же нет ничего подобного: жена несчастна, а муж думает лишь только о себе. Но их объединяет одна вещь — все они ждут своих людей с войны. У Хапа и Флоренс на танке сержантом воюет сын Ронзел, а брат героя
Кларка — лётчик. И все они переживают за своих близких, но вот возвращение их домой изменит течение жизни всей фермы.
«
Mudbound» очень походит на пьесу или театральное представление. Видно, что тут осталось много от адаптированного первоисточника, и сцены, не ведущие ни к чему, но выглядывающие из оригинальной истории, выглядят как-то неподходяще и только лишь растягивают вяло текущую картину. В начале лента
Ди Риис смотрится очень медленно, но постепенно в это повествование вливаешься, когда действие наконец-то начинает концентрироваться на двух героях войны. До этого момента
Риис пытается коснуться каждого из персонажей, где мы слышим даже их мысли, но это приводит лишь в смятение и запутывает, чем помогает к пониманию. То с медленной фермы мы быстро переносимся на войну, то обратно снова к мыслям героев. И эта разрозненность сильно мешает погружению в драму, разворачивающуюся на этой ферме. Недавние «
Ограды» от
Вашингтона тоже были кинематографичный пьесой, где всё камерное действие на заднем дворе держалось в первую очередь на трёх героях и их исполнителях. Там не отвлекались ни на что лишнее, что позволяло прочувствовать их как можно лучше. Здесь же в первые часы подобного не получается, темп скачет, а следить за одной мыслью каждого героя не сильно смотрится важным, да и просто не получается проникнуться. Но потом действие останавливается на двух героях, и с этого места вникать в эту атмосферу грязной фермы где-то на задворках Америки становится намного проще, а драма и конфликт становятся намного более цепляющими.
А драмы здесь достаточно.
Риис не играет фальшиво или пафосно на теме расовой ненависти, нет, у неё она здесь есть как данность, от которой не убежать и которая тебя коснётся всё равно, если вдруг ты захочешь выйти через парадный вход. В первую очередь для режиссёра главным является показать близких по духу людей, людей настоящих и понимающих. Они оба солдаты, солдаты, которые теряются в обычной жизни из-за ужасов, идущих по пятам. И у обоих осталось что-то за спиной, оба они мечтают о чём-то другом, чем о просто ферме. И это понимание, эта дружба важнее всего. Дружба, которой не важны никакие надуманные различия. Дружба, которая не должна быть чем-то из ряда вон. Дружба двух людей, которая так необходима каждому из них. На войне не важно, какой у тебя цвет кожи, там все равны. Ты также сражаешься, у тебя также погибают товарищи, и ты также страдаешь после всего.
Ди Риис делает акцент на послевоенном синдроме куда больше, чем на расовом конфликте, который вечно ходит где-то рядом. И подобное соседство двух бед не пожелаешь никому.
«
Mudbound» — это как история о преследующих страхах и потерях, так и болезненная драма семейная, так и трагедия о тогдашнем разделённом по цвету коже мире, полного неравенства, жестокости и злости. Да, она меньше концентрируется на драме семейной, которой где-то обещает быть, но всего представленного вполне достаточно для ощущения тяжести на душе героев. Благодаря отличной
Кэри Маллиган,
Гаррету Хэдлунду и
Джейсону Митчеллу каждая деталь внутренней боли персонажей ощущается самой настоящей и сильной. Это правильное кино сквозь которое зритель может взглянуть на ту злосчастную Америку, которая, как и Ферма Мадбаунд, грязная и неприятная, где вынуждены соседствовать люди, непонимающие и не старающиеся понять друг друга. Но даже среди этой пыли и разрухи можно разглядеть гуманность и настоящие человеческие ценности: любовь, дружба, семья. И для всех они одинаковы, пускай многие почему-то этого и не понимают.