Волк, а, волк, будешь моим другом?Они могут говорить и показывать нам что угодно. 'История дружбы, изменившей мир', 'великое кино о великом выживании', 'вы не останетесь равнодушными' - и тому прочее. Они могут делать красивейшие постеры, потрясающую картинку, мощные спецэффекты, дорисовывать зверей с помощью графики со стопроцентной неотличимостью от реального образа, выжимать слёзы у зрителей самыми бесстыдными и прямолинейными способами, навязывать комплименты из мировых газет и статей признанных критиков с усердием голодных пираний - в общем, создавать у нас полное ощущение сопричастности без права владения собственной логикой. Они - это крупные голливудские студии, работающие по конвейерному принципу даже с самыми глубоко личными темами, затрагивающими всё человечество, и способные культивировать эти темы до состояния сомнамбулического шока, который охватит и взрослого, и ребёнка супротив воли и разума, как цунами в жаркий полдень. Жертва иной раз даже не видит, как растворяется в губительном влиянии корпораций, признавая нечто вторичное за особенное, возвышенное, бесконечно живое в каждом своём проявлении. И любое противоположное мнение, как крик тонущего в шторме массового гипноза, лишь ударяется о поднебесье, рискуя вызвать ответную грозу - последний блик света на пути к бездне, где сочатся ядом души отвергнутых, считавших себя правыми. Вот он, скромный и жестокий удел решившихся противостоять обманчивой иллюзии, пожирающей людские души.
Сия бравада выказывает лишь бессмысленное оправдание ожидаемых дизлайков на моей рецензии, но я всё-таки решусь раскритиковать безумно красивую, добрую и даже в чём-то морально полезную голливудскую новинку, потому что красота, добро и польза - далеко не самые очевидные признаки качества того или иного фильма. Вопрос качества гораздо более обширен и глубок: как минимум, он состоит в том, чтобы не называть очередной проходняк шедевром ради манипулирования чувствами аудитории.
«Альфа» - первая самостоятельная большая картина Альберта Хьюза, одного из талантливых братьев-близнецов, подаривших нам криминальную драму о негритянском гетто, дерзкий триллер про ограбление, документалку о сутенёрстве, будоражащий ужастик про Джека-Потрошителя и религиозно-постапокалиптическую фантастику, когда-то бывшую в почёте практически у каждого рядового кинолюбителя. Разойдясь друг с другом, режиссёры не перестали заниматься любимым делом, правда, уже значительно растеряв прежний запал. И как бы нарочито амбициозно ни выглядели их новые проекты - далёкое прошлое видится лишь печальной чередой грёз.
На мой взгляд,
«Альфа» - это искусный, визуально превосходный, но слишком уж топорный сплав «Выжившего» Иньярриту, «Жизни Пи» Энга Ли и и классических «Маугли» да «Короля Льва».
К чудесной графике и спецэффектам никаких претензий нет – хотя что можно предъявлять к весомым плюсам? Когда радуется глаз – радуется душа! Возможно, именно сочная картинка спасла рецензию от того, чтобы не опуститься до отрицательной оценки, удержавшись на расшаркивающемся нейтральном уровне.
А вот сценарий... Давайте вкратце.
История повествует о том, как некое племя отправилось охотиться на бизонов. Случилось несчастье: главный герой из этого племени чуть не умер, поддетый рогами бешеного (что справедливо) травоядного – но, представьте себе, упав с огромной скалы, ударившись всеми частями тела миллион раз, мальчик всего лишь чуток повредил ногу. Прелесть! Далее он встретился с дикими волками, произошла ещё одна интересная ситуация – и тут начинается вторая часть сказки, которая из «Выжившего» плавно перекочевала в «Жизнь Пи».
Увы, с того момента сюжетный сумбур становится неуправляемым: мы без очевидного удовольствия наблюдаем за кучей логических несоответствий, недоумеваем над чудаковатыми поступками героя (и, естественно, его поразительной живучестью), а временные скачки «галопом по Европам» напоминают пролистывание дешёвого чтива для самых маленьких. Однако даже по отдельности красочные куски повествования не доказывают, что фильм предназначен хотя бы для неразумных детей: увы, затянутость многих сцен заставляет утопать в зевоте, а кульминационные «боги из машины», твисты и другие слабовольные приёмчики – устало похохатывать без надежды на сенсацию. «Альфа» чертовски предсказуем в своих лучших моментах, а то, что призвано стать неожиданностью (особенно в самом финале), оборачивается крайним недоумением. Не такого ждёшь от хвалёного всеми блокбастера.
Впрочем, непритязательный зритель наверняка не заметит букета подвохов в череде сентиментальных и захватывающих сцен, ведь это так умилительно – наблюдать нарастающую дружбу дикаря и собачки, вместе переживающих холод, голод и деградацию. Вполне возможно, вас не смутят и редкие, но меткие цитаты в стиле Джейсона Стэйтема о том, что «вождь – главный в стае», а «не сдаётся тот, кто не сдаётся». К сожалению, подобные вкрапления бытовой философии только портят фактуру фильма, отчётливо выделяя его показушную вторичность. Учитывая, что большую свою часть фильм остаётся элегантно молчаливым, внезапно возникающие премудрости самым нелепым образом врезаются в мозг, и серьёзность картины, поддаваясь жертвенному пафосу, превращается в смехотворный эликсир, годный для какого-нибудь «Форсажа», но не для саги о выживании в прериях.
Закончить же свою рецензию мне хочется на ноте пощады, позитива и трезвости.
Несмотря на претензии, «Альфа» - не самый худший представитель своего жанра. Просто это вполне стандартный развлекательный фильм, оправдавший вложенные в графику средства, не особо раздражающий актёрской игрой, пытающийся затронуть глубинные струны души представителей всех рас, возрастов, вероисповеданий и жизненных взглядов. Это авторский взгляд на историческое одомашнивание волка и превращение его в собаку – читать: в охранника семьи, жилища и племени. Это вольное изложение давно знакомых всем сюжетов, и будь я ребёнком, наверняка отнёсся бы к картине совершенно иначе. Однако, имея на плечах голову, просуществовавшую на планете Земля почти двадцать пять лет, я не смею игнорировать всё то, что втаптывает потенциально успешную картину в тартарары. Извините.
5 из 10