«Это была какая-то бездна…пучина… воплощение вселенского ужаса!»Присаживайтесь поудобнее, ведь Вы в аттракционе ужасов под названием «Бездна»! Не забудьте, пожалуйста, пристегнуться — надеть на шею удавку. Два шеф-повара Костански и Гиллеспи приготовили для Вас особое блюдо, в котором: немного крови, немного мрачных теней вперемешку с тревожным мерцающим светом, чудовищные монстры, приправленные безумием и целая бездна тьмы. Вас ждёт увлекательное путешествие по сырым и тёмным тоннелям в одно очень тёплое местечко, где Вас ждёт очень холодный приём.
Вы становитесь свидетелем происшествия, в котором патрульный Дэниел Картер обнаруживает истекающего кровью незнакомца, ползущего по пустынной лесной дороге. Картер отвозит пострадавшего в ближайшую больницу, в которой работает медсестрой жена Картера — Эллисон. Большая часть персонала учреждения эвакуирована после пожара. А оставшиеся сотрудники и пациенты клиники оказываются непосредственными участниками сложившейся экстраординарной ситуации, в которой они все — заложники.
Познакомьтесь с местными больничными палатами и их сумасшедшими обитателями. Но будьте осторожны, ведь совсем рядом, за ближайшей дверью, находятся убеждённые сектанты — служители культа, требующие новых жертв для своих кровавых ритуалов. И, кажется, Вы привлекли их внимание. Но, сначала, поздоровайтесь за щупальце с невообразимыми уродливыми созданиями, ведь, следующая станция — «Ужасные метаморфозы». В Ваши уши льётся прекрасная музыка тьмы, от Lustmord и компании, которые, насвистывая свои монотонные сверлящие «танцы», водят хороводы с Морриконе и Карпентером, погружая Вас в тёмную и гнетущую атмосферу, того потустороннего мира, из бездны которого лезут уродливые щупальца ужаса неизведанного, настолько настоящего, что в нём можно бесследно исчезнуть.
Авторы сценария и режиссеры Стивен Костански и Джереми Гиллеспи сняли просто потрясающий фильм. Канадское независимое кино «The Void» (Бездна) был создано при помощи краундфандинга — добровольных пожертвований через интернет. Правда, переводчики дали ему ряд других названий: «Пустота» и «Ничто». Пусть данные названия и звучат по-русски так же ёмко и эффектно, но не передают ту информацию, которую хотели донести до зрителя авторы фильма. Кстати, одноголосый перевод — нелепое торжество непрофессионализма.
Фильм «Бездна» не так прост, как кажется на первый взгляд. Несмотря на заимствование отдельных шаблонов из классических фильмов ужасов, этот фильм абсолютно нешаблонный. Много ли Вы знаете фильмов, которые бы использовали такое огромное количество шаблонов и не выглядели бы при этом нелепой пародией? Вот и я об этом. Даже просто объединить все элементы воедино, далеко не каждому дано, а сделать из этого нечто оригинальное могут только единицы. И авторы фильма, как раз из их числа. Используя мрачную атмосферу ужаса, музыкальное сопровождение в стиле dark ambient, они создали остросюжетное путешествие во вселенную Лавкрафта. Кино с непредсказуемым сюжетом, открытый финал которого, своей гнетущей недосказанностью оставляет много вопросов, среди которых — Чем Вы готовы пожертвовать, ради близкого человека?
Рэндольф Картер
На самом деле, это гимн не столько фильмам ужасов конца прошлого века и к Карпентеру в частности, а сколько к герою произведений Лавкрафта — Рэндольфу Картеру! А всё остальное служит лишь прекрасным антуражем, в виде аттракциона для почитателей культовых фильмов ужасов. И этот аттракцион чрезвычайно хорош, как дань уважения классикам жанра, так и созданием сборника лучших вещей в своём неповторимом исполнении. Но это всего лишь дополнение, а основа — история Рэндольфа Картера, на что авторы фильма недвусмысленно намекают зрителю фамилией главного персонажа — Картер. На протяжении всего фильма прослеживаются параллели со многими произведениями Лавкрафта, главный герой которых — Рэндольф Картер: «В поисках Кадата неведомого», «Врата Серебряного ключа», «Неименуемое» и др. Причём характер Картера отображается как в образе главного героя, так и в образе его антагониста. Кстати, сцена с разговором по телефону это отсылка к рассказу Лавкрафта «Показания Рэндольфа Картера». А сам рассказ писателя-визионера был вольным пересказом жуткого сна, который приснился Лавкрафту, о чём он сообщал в одном из писем своему приятелю. Самый шик в том, что авторы, используя эту сцену, восславляют Лавкрафта, и наводят зрителя на мысль, что вся концепция фильма это один большой и жуткий ночной кошмар. Такой липкий, такой притягательно таинственный, и в то же время такой сумбурный и смутный, но такой настоящий и такой ужасный кошмар. Это те мгновения пробуждения от сна, когда ещё не осознаёшь что реальность, а что нет. Когда сознание наиболее беззащитно. Когда просыпаешься весь в поту с безмолвным криком на устах — Неужели это был сон?! И что это всё-таки было?
Настоящий ночной кошмар, в котором появляются невообразимые твари, без каких-либо пояснений, где не всегда понятно поведение персонажей (отца и сына), словно часть их истории взаимоотношений была вырезана при монтаже ради сохранения динамики повествования. Используя такую удивительную концепцию, авторы фильма умудряются скрыть все свои недочёты и небольшие финансовые возможности, создав нечто запредельное, в плане визуализации иррационального ужаса, находящегося за краем и использованием классических спецэффектов, в виде грима и аниматроники, которые реалистичнее любой компьютерной графики. И уже и не совсем понятно, а были ли допущены какие-либо ошибки или всё было сделано намеренно? И если возникают подобные вопросы, то вся эта кошмарная иллюзия удалась.
Бездна
Костански и Гиллеспи удалось пройти по лезвию бритвы, соединив воедино все образы и наработки именитых авторов и, в то же время, добавить в них что-то своё, тем самым развить эти идеи, выводя их на совершенно новый уровень. С помощью создания гнетущей атмосферы мистического ужаса, параноидального психоза и постоянного присутствия чего-то чуждого, не от мира сего, авторы фильма сотворили подлинное предчувствие надвигающейся и неминуемой Бездны, которая уже приоткрыла свою пасть, чтобы поглотить всё, что только соприкоснется с ней.
Более того, авторы фильма, собирая всю эту эклектику ужасов воедино и демонстрируя кадры небесного завихрения, создают впечатляющий образ самого Йог-Сотота! Да, это он и есть Находящийся-за-краем (Затаившийся на Пороге), всезнающий
Йог-Сотот одновременно воплощающий Всё-в-одном и Одно-во-всем, заключающий в себе пространство, время и всю безграничную вселенную. И это новое слово в жанре Лавкрафтовских ужасов! Авторы переплюнули классиков жанра. Точнее так, они приняли знамя «Ужаса и страха» у своих учителей, и, распевая дифирамбы в честь своих наставников, прошлись по их головам (взобрались по их черепам), добравшись до горного пика, на вершину неведомого Кадата — источника всех вдохновений. И с космической искренностью и невероятным почтением сыграли гимн с помощью подручного шанцевого инструмента, отдавая дань уважения, своим невообразимым трибьютом, писателю Говарду Филлипсу Лавкрафту.
Фильм, который ещё долго никто не сможет превзойти. Со временем фильм «Бездна» станет культовым в узком и тайном кругу ограниченных людей, которые и не люди вовсе, а инопланетные ракообразные существа, ставящие своими ужасными клешнями самые высокие оценки данному фильму.
10 из 10