Всё или ничегоОригинальное название картины — The Void, что означает пространство между галактическими нитями, в котором практически отсутствуют галактики, а также иные пространственные нити. Иными словами, это всепронизывающая Пустота, наилучшим образом подходящая для определения представленной картины.
Когда-то жанр ужасов был совершенно не таким, каким он есть сейчас. Постановщики не боялись идти на эксперименты, действовали вопреки мнению недальновидных продюсеров, от чего на свет появлялись в действительности неординарные проекты, сумевшие прорезать пелену времени и закрепиться в истории, как смелые и дерзкие творческие изыскания, которые достойны цитирования и упоминания в учебниках. Пребывающий в начале 80-х на самом пике славы легендарный режиссер Джон Карпентер выпустил в прокат римейк забытого фантастического хоррора «Нечто», поразив критиков и зрителей мастерски нагнетаемой атмосферой окутывающего кошмара, пробирающего холодом до самой кости. Неординарный рассказчик, гений от мира независимого кино Дэвид Кроненберг не отставал от коллеги, явив миру пугающую и вместе с тем завлекающую «Муху», пожалуй, самый натуралистический фильм ужасов о человеческом перерождении в монстра из тех, что когда-либо были сняты. В свое время и «Нечто», и «Муха» поставили наивысшую планку качества недурственного хоррора с научной подоплекой, тем самым породив волну подражателей, которые с переменным успехом пробовали постичь заветы мастеров, однако в адекватной форме это удавалось им далеко не всегда… Попробовали воздать должное классикам также и двое канадских товарищей-постановщиков Джерреми Гиллеспи и Стивен Констански, может быть не самые именитые, зато упорные ценители жанра, ответственные за создание альманаха «Азбука смерти 2». Отметившись рядом более-менее прилежных работ, исследующих грани человеческого страха, Гиллеспи и Констански отправились на территорию истинного мистического безумия, заимствуя идеи Карпентера, Кроненберга и даже Говарда Филлипса Лавкрафта на пару со Стивеном Кингом. Однако желание захватить в постановку как можно больше всевозможных составляющих сыграло с постановщиками злую шутку. То, что отлично работало в короткометражных зарисовках, объединенных общим заголовком, не смогло показать себя достойно в единой цельной истории, оказавшись сумбурным, неоднозначным зрелищем, запутанным в самом себе.
Итак, сюжет фильма разворачивается глубокой ночью в отдаленной провинциальной местности, где ведет патрулирование местный шериф Дэниел Картер (Аарон Пул). По обычаю, разъезжая на служебном автомобиле близ лесов и полей, герой обнаруживает раненого мужчину, из которого тщетно выведать хоть какие-то объяснения, и шерифу не остается ничего иного, кроме как доставить пострадавшего в близлежащий госпиталь, находящийся на грани закрытия. Прибыв на место, Картер обнаруживает, что помимо него в огромном здании находится всего лишь несколько человек, в то время как остальной персонал и пациенты переведены в иные заведения. Таким образом, помимо шерифа и раненого незнакомца в госпитале оказывается бывшая супруга Эллисон (Кэтлин Манро) и по совместительству врач, старший смены, интерн, беременная дама и ее отец. Казалось бы, что вполне рядовая, обыденная ситуация не предвещала ничего из ряда вон выходящего, но этой ночью мистический кошмар явил себя во всей красе, не оставив в стороне никого из тех, кто волею злой судьбы оказался в госпитале. Непонятно коим образом появившийся из тела одной из пациенток монстр ознаменовал собой начало ночи террора, продолжающегося долгие, бесконечные часы. С прибытием парочки встревоженных мужчин с оружием и целой секты в белых балахонах с черным треугольником на лице ситуация только усугубляется и становится понятно, что в целости и сохранности госпиталь покинуть смогут далеко не все. Но прежде чем смерть отыщет последнюю жертву, шерифу необходимо понять, что же черт возьми здесь происходит и зачем это нужно.
Сложно воспринимать серьезно историю, которая старается тебя удивить, забывая при этом о здравом смысле. Джереми Гиллеспи и Стивен Костански, которые помимо работы в режиссерском кресле отметились еще и написанием сценария постарались выстроить многогранное, путанное описание, чтобы в конце концов свести его к общему знаменателю, явив зрителям некие межпространственные откровения, призванные поведать нам ответы на вопросы жизни и смерти, появления новой жизни, причины жестокости и истязаний. На первый порах «Пустота» старается казаться прилежным триллерам с изрядной долей «Нечто» Джона Карпентера. И хотя перещеголять мастера ужаса Гиллеспи и Костански при всем желании не получилось, «Пустота» выглядела прилежным и даже эффектным малобюджетным хоррором, честно радующим глаз. Однако повторять слово в слова заветы старшего коллеги постановщикам явно не хотелось, от чего в ход пошли задумки Лавкрафта и Кинга, дополненные творческими изысканиями Дэвида Кроненберга. Невесть откуда появившиеся люди в белом, взявшие госпиталь в молчаливую блокаду, стали первым признаком того, что вскоре нас будет ожидать или нечто гениальное, или откровенно сумасбродное. И несказанно жаль, что чаша весов склонилась ко второму показателю.
Конечно нельзя сказать, что «Пустота», это откровенно бездумное произведение напрочь лишенное здравого смысла. Даже наоборот, глубоких идей, провоцирующих рассудительный процесс в ней очень даже много, только поданы они уж как-то совсем сумбурно, обрывисто. Создатели картины постарались завуалировать проблематику оккультизма, науки и логики за эффектным аттракционом, однако они периодически выпускали из рук нить повествования, из-за чего зрителям будет непросто понять, что же именно подразумевали Гиллеспи и Костански, когда брались за столь нестандартную историю. Задумка стереть грани между параллельными пространствами, явить миру чрезвычайно опасный и непредсказуемый культ, пробуждающий ото спячки кошмарных монстров слабо вяжется со здравым рассудком. Но все же подобные элементы прекрасно сочетаются на страницах произведений Говарда Филлипса Лавкрафта, а это в свою очередь означает, что Гиллеспи и Констански еще не вышли на уровень маститых рассказчиков, способных выстроить из откровенно безумной философии произведение подлинного искусства. Хотя при всех множественных логических недостатках, «Пустота» носит в себе необъяснимую привлекательность, которая отгоняет мысли окончить ознакомление на первой трети просмотра.
Что же получилось у создателей на должном уровне без каких-либо оговорок, так это поддержания атмосферы необъяснимой таинственности, схожей по стилю с лучшими жанровыми произведениями тридцатилетней давности. Чрезмерная импульсивность героев, периодически проскальзывающая глупость и не к месту произнесенные панические фразы навевают нешуточную ностальгию, за что «Пустоте» и ее создателям можно простить многое. Не возьми постановщики на себя слишком много смысловых обязанностей, их картина могла бы претендовать на широкую известность и даже пробежаться по мировому прокату. Однако стремление выйти за рамки, привнести в хоррор двойственный смысл, расщепляющийся на десятки ответвлений, на этот раз пришлось не к месту. Вместо этого создателям стоило бы выхватить основное из пары-тройки источников вдохновения, и довести рассуждения предшественников до необходимой отметки, не перескакивая при этом на другие темы.
В итоге же хочу сказать, что «Пустота», это одновременно и все, и ничего. И от этого остается чувство острой неудовлетворенности, ведь на имеющемся материале были все шансы снять действительно неординарное кино.
5 из 10