Казахстанские кино - мощьФильм рассказывает о жизни 'районовских пацанов' в конце 80-х в Алма-Ате. И, стоит отдать авторам должное, дух времени передан на экране блестяще: от общей атмосферы, школьной формы и обустройства советских квартир за пару лет до распада Союза до почти незаметных деталей, таких как фразочка из 'Джентльменов удачи' и упоминание крупного советского книжного издательства 'Библиотека приключений'. И именно благодаря этим деталям эпоха на экране предстает перед зрителями живой, и ты действительно веришь, что смотришь кино о конкретном временном промежутке в истории. Это огромнейшей плюс в копилку создателей.
Сценарий. Это еще одна сильная черта картины. История проработана до мелочей, все заявленные 'чеховские ружья' в конце выстреливают и приводят к совершенно неожиданной концовке. Причем интересно, что по ходу сюжета фильм все больше приобретает черты детектива, и непринужденное настроение в начале сменяется тревожным осознанием того, что все происходящее куда серьезнее, чем кажется. Но сразу стоит заметить, что это не история 'об особенных подростках, которые идут против системы и спасают всех и вся' аля 'Дивергент'. Нет, нет и еще раз нет. Здесь ясны мотивы всех персонажей, происходящие события не фантастичны и вполне могли происходить с людьми того же возраста в реальности.
Но главным плюсом сценария являются отлично прописанные диалоги. Дело в том, что персонажи довольно много говорят, но следить за их разговорами по-настоящему интересно (отчасти благодаря операторской работе, но об этом чуть позже). Сценарист, включивший режим советского Тарантино, использует в диалогах огромное количество жаргона и сленговых словечек того времени, причем вставлены они не как попало, чтобы просто были, а в нужные места и по делу. А это в свою очередь говорит о том, что человек сам в свое время 'варился' в этом языке и активно его использовал.
Также стоит отметить просто прекрасную музыку и операторскую работу. Прекрасную и весьма необычную, поскольку монтажные склейки в фильме используются только при переходе между сценами, а сами сцены сняты одним кадром, что создает 'эффект присутствия' и еще больше погружает в историю. Что еще интересно, в фильме почти нет крупных планов, преобладают средние и общие планы. Но если нужно сделать акцент на эмоции персонажа, то это опять же происходит без склейки, а с помощью наезда камеры.
Идем дальше. Главный герой и второстепенные персонажи фильма прописаны хорошо, гармонично взаимодействуют друг с другом и раскрываются путем совершения поступков, а не словесно. За главным героем интересно наблюдать, поскольку в начале фильма он попадает в совершенно иную среду обитания, и чтобы спокойно существовать в ней, он вынужден соблюдать навязанные ему правила. Это затягивает с точки зрения проблемы давления общества на человека, и то, может ли человек в один момент сказать этому самому обществу 'нет' и уйти. Что касается друзей главного героя, то это самые простые 'гопники'. Но (еще один плюс создателям фильма) они не показаны жестокими и гнусными злодеями, авторы сами предоставляют зрителю выбор, кому и как симпатизировать. Здесь 'гопники' - это вполне обычные ребята, которые занимаются не тем и стоят в шаге от того, чтобы окончательно свернуть на кривую дорожку. Но не все из них действительно этого хотят, на них точно так же, как и на главного героя, давит окружение. И это тоже плюс, что в фильме нет только хороших или только плохих. Даже главный герой иногда совершает весьма противоречивые поступки, но это делает его более живым и ты еще больше ему веришь.
И тут плавно переходим к игре актеров. За исключением, пожалуй, одного единственного актера, ты веришь всем, играют они действительно хорошо. Без недоигрываний и переигрываний. Сюда же отнесу потасовки, а именно их постановку и исполнение. Бои тоже не собраны на монтажном столе, а сняты одним кадром, исполнены реалистично, без приемов кунг-фу и тройных сальто назад, а это, безусловно, говорит как о мастерстве постановщика этих сцен, так и о мастерстве актеров, очень качественно их исполнивших. Причем это касается как потасовок 'один на один', так и массовых сцен, что очень напоминает 'Олдбоя' и вызывает подлинное уважение к создателям.
Итак, что мы имеем по итогу: 'Районы' - отличный фильм, у которого, честно, нет слабых сторон и минусов. Видно, что создатели картины и режиссер Акан Сатаев подошли к делу профессионально и серьезно. В отличие от многих отечественных 'киноделов', здесь люди работали на совесть и халтуры не допускали. И уж тем более не допускали (опять же в отличие от наших пропагандистов) выставления СССР этаким Мордором XX века. А посему и получилось затягивающее, реалистичное, проработанное и превосходно реализованное кино, которые из негативных эмоций вызывает разве что негодование - почему казахстанское кино не выходит в прокат за пределами Казахстана и не берет бастионы крупных международный кинопремий? А это действительно печально...
В отличие от самого фильма, который однозначно рекомендуется к просмотру
10 из 10