Балканы, колыбель многих цивилизаций, остаются в прицеле мировой политики со времён появления самого этого понятия - слишком много интересов сплетено в регионе, расположенном между Европой и Азией, христианским и мусульманским мирами, славянским, западными и восточными этносами. Изрезанный горами полуостров справедливо известен прозвищем «пороховая бочка Европы». В очередной раз её взорвала Вторая мировая, разделившая население на два лагеря. Скрытая от газетных передовиц, занятых сводками с Восточного фронта, война на Балканах приняла воистину сатанинский облик, когда про-гитлеровские хорватские усташи способствовали геноциду сербского народа, унёсшего сотни тысяч жизней. Но бои утихли, и мирное сосуществование потребовало поиска решения, способного без новых витков мести навсегда положить конец этническому конфликту. Одним из величайших проявлений гуманизма в кровавом ХХ веке стало понимание балканцами бесперспективности ответа на геноцид геноцидом. Вопреки судьбе, разделённые кровью народы стали соотечественниками, и на карте Европы возникла Югославия, государствообразующей силой которой на правах лидеров антифашистского движения и наиболее многочисленной нации стали сербы. Побывавшие по обе стороны геноцида югославы успешно строили общую родину, самодостаточную, насколько это возможно, и независимую от полюсов Холодной войны. Простив друг друга, они подарили двум-трём следующим поколениям десятилетия редкого для региона покоя. Но их выросшие на всём готовом потомки не ведали ужасов войны и оказались неспособны противостоять манипуляторам в ставшем в 90ые годы однополярным мире. Балканы вновь окунулись в кровь. Таковы исторические предпосылки событий, о которых рассказывает российско-сербский боевик режиссёра Андрея Волгина «Балканский рубеж».
Объять необъятное в рамках одного даже очень длинного фильма невозможно, и «Балканский рубеж» представляет нам лишь один из множества конфликтов, в которых агонизировала распадающаяся Югославия – Косовский. Хитрецы, убеждающие в сложности определения правых и виноватых в этой войне, лукавят. Косово – историческая земля сербского народа, заселенная славянами за века до пришествия турок. На Косовом поле под натиском осман они утратили надежду на свободное будущее. Половиной тысячелетия позднее вместе с независимостью сербы вернули себе и этот край. Во время итальянской оккупации Албании Муссолини, желая добиться сотрудничества населения, «подарил» местным националистам ряд земель, принадлежавших более опасным для колониального режима народам. В их число вошло и принадлежавшее сербам Косово, куда хлынули тысячи мигрантов с юга. Разумеется, не все албанцы поддержали Италию и Германию: их коммунисты сплотили партизанское движение и осудили вторжение в Косово своих соотечественников, но до освобождения Албании фашистские прихвостни уже успели истребить около 10000 сербов и ещё сотню тысяч заставили бежать, заняв дома и расхитив имущество. После поражения Оси, Косово вновь вернулось к славянам, но тысячи пришельцев так и остались в этом краю, а идея построения «Великой Албании» затаилась на пол века, пока вновь не получила поддержку иностранных кукловодов. «Балканский рубеж» позволяет нам стать свидетелями ужасов, вырвавшихся на свободу с новым конфликтом.
Сценарий картины построен вокруг двух событий - марш-броска российских миротворцев к аэропорту в Косово и спецоперации, в ходе которой группа бойцов заняла и удержала объект до прибытия колонны. Если первый из этих сюжетов освещался в прямом эфире телеканалов, то подробности второго надёжно заперты грифом «секретно», и станут известны общественности не ранее истечения 50-летнего срока давности. По этой вполне понятной причине половина фильма является художественным измышлением. Выбранный Волгиным способ рассказа является одним из классических – в первой части автор показывает короткие зарисовки о героях и антагонистах, позволяя зрителю проникнуться симпатией к первым и ненавистью ко вторым, а во второй половине сводит всех участников в одном месте. Для истории, запланированной авторами к показу, внушительный 150-минутный хронометраж является оптимальным. Режиссер и сценаристы практически идеально рассчитали баланс между драматической составляющей в первой части фильма и зрелищной – во второй. Если после просмотра зрителю и остаётся чего-то желать, то не сокращения, а лишь более широкого освещения некоторых «ниточек» - швейцарского врача, фотографии в кармане у Веры, безнаказанной агрессии НАТО. Но требовать большего от картины с предельно допустимой для кинотеатров продолжительностью будет бестактным, так что констатируем очевидное: если после просмотра возникает желание глубже погрузиться в фильм, значит, он удался.
Российско-сербский актёрский ансамбль справился со своими ролями, и среди «отличников» можно особо выделить Сергея Марина (Слащёв), Милену Радулович (Ясна) и Милоша Биковича (Вук). Персонаж последнего стал, пожалуй, самым сложным и драматичным, и известный своими «лёгкими» ролями актёр вжился в роль безупречно.
Главный антагонист фильма вызывает в сердцах российских зрителей особые ассоциации. Так называемая «Армия освобождения Косово», к которой, хоть об этом и не сказано напрямую, относилась банда Смука, своими целями, методами, идеологией и спонсированием из-за рубежа является близнецом-братом северокавказской террористической организации времён Чеченских войн. Заподозрить Смука в 'неестественности' может лишь счастливый зритель, в силу возраста не знающий подлинного лика терроризма. Каждое показанное на экране преступление имеет параллели и в нашей истории. Убийство не пожелавшего отречься от веры священника перекликается с гибелью Евгения Родионова или дагестанского полицейского, оставшегося в памяти страны словами «Работайте, братья». Отрезанная в фильме голова бойца для нас станет не «трэшовой» аллюзией на фильмы ужасов, а напоминанием о кадрах, которые 20 лет назад демонстрировались в выпусках новостей. Экранный Смук стал собирательным образом полевых командиров той же масти, к которой относились Басаев и Хаттаб, нападавшие на больницы и школы в нашей стране, и этот фильм для сербского и русского народов одинаково актуален.
Рассказывая об уродстве войны, «Балканский рубеж» всё же позволяет насладиться красотой кадра. Тому способствуют наличие ярких пейзажных планов и качественно снятые батальные эпизоды. Создателям удалось зрелищно снять бои, не убив при этом драматизм превращением кино в «аттракцион». Погружению в атмосферу способствует отличный подбор композиций: отечественные рок-хиты возвращают нас в эпоху 90ых, а «тяжёлая» обработка этнических мотивов позволяет прочувствовать ритм Балкан. Набранная для съёмок «массовка» демонстрирует полное отсутствие «пластиковых Барби и Кенов» - боль мы видим на тех же самых лицах, которые ежедневно встречаем на улице, что делает трагедию ещё более реалистичной.
Скрытый в картине моральный посыл столь естественен и справедлив, что если кого-то из зрителей он «напряжет», то проблема не в фильме.
В итоге, «Балканский рубеж» становится одним из самых качественных боевиков последнего времени. Гарантией этому служат положительный зрительский «сарафан» и высокие оценки мировых агрегаторов. Является ли предложенная интерпретация реального события допустимой, судить, в первую очередь, сербской аудитории. Результаты проката в этой стране превзошли показатели самых популярных голливудских кинокомиксов, и это говорит само за себя.
9 из 10