Российский фильм о забытой войнеНачну с того, что фильм однозначно не оставил меня равнодушным. Однако, обо все по порядку…
Идеология. Здесь надо отметить, что фильм создавался при участии двух сторон: российской и сербской. И в первую очередь сербы, которых эти события напрямую коснулись, не могли не показать зверства албанских боевиков, безжалостность натовских бомбардировок мирных объектов и поразившего их предательского молчания России. А разве что-то из перечисленного неправда и просто пропаганда? Российская сторона, может быть в качестве некоторого оправдания, ссылается на импотентность тогдашнего руководства России: это и предательство своих солдат, показанное в начале фильма, и даже неспособность до конца провести военную операцию по захвату стратегически важного аэропорта, доведенное до конца только благодаря нарушению приказа. И опять, все так и было в то время.
Мотивация главных героев. Этот момент вызвал немало вопросов у написавших рецензии. Не спорю, некоторые вопросы это вызвало и у меня. Какова мотивация российских спецназовцев? Где сочувствие сербскому народу и желание ему помочь? На удивление, его нет, по крайней мере в фильме. Бармей. «А повоевать не желаешь?». То, чем он занимался, для него обыденность. А любовь к «работе» спецназовца осталась. Так что повод — желание может быть в последний раз заняться любимым делом и тряхнуть стариной. Вера. Тут мотивация вполне поятся — вернуться к дочери. Слащ. Его отношение к конфликту «А мне фиолетово!». Впрочем, этому есть логичное объяснение — он не смог перенести предательства родины: предательский приказ освободить преступника и убийцу, предательское оставление без материальной помощи семьи погибшего друга-спецназовца. К слову, российское государство привыкло забывать своих героев (Афганистан, Югославия, Чечня… список можно продолжить). Участие Слаща в операции — желание восстановить справедливость по отношению к другу. Кирей. Снова быть вместе с командой Шатайя — это для него лучшая награда, даже несмотря на рискованность операции. Шатай. Он, собственно, к операции по захвату аэропорта отношения не имел. Данный российский офицер показан человеком слова и чести. Он в обмен на понимание пообещал помочь начальнику сербской полиции (правда, взять с поличным албанского боевика Смука им не удалось). Затем он сдержал слово даже перед боевиком Смуком, которому обещал сохранить жизнь, если боевики бросят оружие. Затем он не смог оставить без помощи своих новых боевых товарищей — сербских полицейских, решившихся на крайне рискованную и практически безнадежную операцию по захвату преступника и убийцы Смука. Может вызвать вопрос его нерешительность в отношениях с явно понравившейся ему сербской девушкой Ясной. Но ответ тому находится в конце фильма: он до конца сомневался, сможет ли гражданская девушка понять далеко не безгрешного боевого офицера, которому приходилось убивать… Можно порадоваться, что и в любви он все же повел себя как настоящий мужчина.
Комментировать мотивацию и действия сербов нет необходимости. «Настоящий серб» — и этим все сказано, и не только про сербов по национальности.
С мотивацией разобрались. А как ситуация с игрой актеров? В первую очередь я бы отметил великолепную игру Милены Радулович (Ясна). Душевные страдания от смертей вокруг и невозможности помочь, неспособность воевать человека, призванного спасать жизни, а не отнимать, наконец, те эмоции, которые у нее возникли к полюбившемуся ей человеку. Сыграно без фальши и на все сто! Милош Бикович (Вук) также великолепно сыграл свою роль: вначале веселый человек после гибели родных теряет смысл жизни. И единственное желание, которое у него остается, это желание достать убийцу своей семьи. Великолепно показано и его непонимание действительности: как можно соблюдать закон, если творится беззаконие? Гойко Митич (Горан Милич — начальник сербской полиции) также очень правдоподобен: он привык служить закону и следует этому даже по отношению к преступникам. Достойно сыграны роли весельчака Гирея, потерявшего веру Слаща, энтузиаста своего дела Бармея, желающей вернуться к дочери Веры. На мой взгляд, не хватило эмоций в игре Антона Пампушного (Шатай). В начале фильма — его герой явно эмоциональный человек, но в продолжении всего остального фильма эмоции на лице актера практически отсутствуют. Что касается Александара Сречковича (Смук) и его героя… Здесь, мне кажется, есть некоторая недоработка сценаристов: не совсем понятно, то ли это религиозный фанатик, истребляющий людей иной веры, то ли это коммерциолизированный бандит. Роль Гоши Куценко (Бек) также сыграна плохо, на троечку: герой явно должен был быть с характером, а характера не получилось.
Сюжет. В целом достаточно последовательный, несмотря на критику. И действия, и характеры героев развиваются логически. Конечно, не обошлось без неправдоподобия с военной точки зрения. 8 человек противостоят сотне боевиков и при этом большинство остаются в живых! Даже несмотря на военные хитрости им вряд ли бы это удалось в действительности. Вторая странность — на базе боевиков мало патронов, но боевики, которые воюют в основном с мирным населением, имеют в своем распоряжении (и, видимо, не хранят на базе, а постоянно возят с собой) минометы. Броне- и пулестойкость спецназовцев — это уже мелочь. Но это же боевик, а не документальный фильм! Вплетение романтической линии придало красоты данному фильму.
Главное достоинство данного фильма, что он вызывает сопереживание и эмоции — и главным героям, и сербскому народу. Поэтому оцениваю его достаточно высоко — 8 из 10 и рекомендую его к просмотру!