Честный фильм о современной войнеЭто фильм о жестокости. Она пронизывает картину шквальным огнем с первых кадров. Разрывается сброшенными снарядами в родильных палатах. Она преследует сербов, просто потому что они другой веры. Жестокость рождает злость даже в добрых людях, заставляя поднять руку на друга, брата. Она не знает жалости к детям, женщинам, старикам. И в фильме много жестокости — не показной, а безобразной и кровавой.
Это фильм о мужестве. Им буквально пропитаны персонажи, от командира спецгруппы — Бека (Гоша Куценко) до сербского полицейского — Вука (Милош Бикович). Они действуют без пафосных речей, иногда шутят к месту. Поэтому герои выглядят живыми с понятными мотивами и грамотно прописанными характерами. Да, некоторые сцены не лишены напущенного драматизма, но персонажам хочется сопереживать, а их поступками гордиться. Особенно вызывает чувство гордости персонаж Антона Пампушного — «Шатай». Отмечу еще Гойко Митича в роли начальника полиции и милую снайпершу — Равшану Куркову.
Это фильм о смерти. Она без разбора собирает «трофеи» той балканской войны. Гибнут гражданские, военные от пуль, от рук головорезов. В последний момент никто никого не спасает, чудес нет — все смертны. Это понимание приходит сразу и не отпускает до последнего патрона, когда живых можно сосчитать по пальцам одной руки.
Это фильм о политике. О продажной девке, которая улыбается за столом переговоров и предает, встав из-за него. Но фильм снят не как полит-агитка и без ура-патриотизма. Всего лишь пару постановочных сцен и реплик могут смутить. А документальные вставки прибавляют реализма происходящему на экране. Режиссеру Андрею Волгину удалось выдержать нейтралитет в изображении исторических событий — захвата аэродрома Слатина. Вокруг него он выстроил реалистичную военную драму.
А началось все 24 марта 1999 года, когда силы НАТО начали бомбардировки Югославии без резолюции ООН. Тогда это было совсем далеко, пять лет назад — стало слишком близко.
Я не могу сказать, что фильм «Балканский рубеж» хорош. Война не может быть чем-то хорошим. Фильм честен со зрителем и не пытается подсунуть пропаганду. Поэтому решать вам — смотреть или нет.
9 из 10