История одного марш-броскаФильмы исторические и на военную тематику – вот, пожалуй, те направления, в которых наше кино и раньше было сильным, и сейчас может представлять зрителю качественный кинопродукт. Для меня по-прежнему остается загадкой, почему наши киношники, имея колоссальный пласт истории, не снимают фильмы в должном количестве, которые затрагивают драматичные, эпохальные, знаковые, величайшие события нашего государства или отдельно взятых личностей. Такое кино снимается, но его очень мало, а хотелось бы, чтобы было гораздо меньше всего сортирного юмора, коим сегодня заполонили все. Сказать с экрана про условные «сиськи» и «письки», пукнуть – тут ума много не надо и сделать это может каждый, а вот выпустить действительно что-то стоящее – на это способны единицы.
Взять того же Андрея Волгина, снявшего «Балканский рубеж» - один из его прошлых проектов – «Танцы насмерть». «Танцы», мать их, «насмерть»! Однозначно навеянный большим количеством шоу на танцевальную и певческую тематику. Фильм – полнейший отстой, который с трудом удалось досмотреть до конца. Но в случае с «Балканским рубежом» все несколько иначе.
Картина снята по реальным событиям, произошедшим в 1999 году в Югославии, когда на Балканах бушевала война. Естественно, что некоторые эпизоды изменены, тем более, что детали операции, описанной здесь, наверняка до сих пор засекречены. Но так или иначе, живое подтверждение того, что произошло – глава республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров, оказавшийся в числе бойцов отряда ГРУ, взявших аэропорт «Слатина» в Косово.
Это тоже часть нашей истории, пусть напрямую и не затронувшая большинство граждан нашей страны. Но наши миротворцы, которые были в те годы в Югославии заслужили, чтобы о них было рассказано. Мы знаем о Великой Отечественной войне, мы знаем об Афганистане и Чечне, но так мало поведано кинорассказов о Балканском конфликте. А ведь тот самый марш-бросок протяженностью более чем 600 километров колонны наших БТРов и занятие российскими военными стратегически важного объекта – это то, что заслуживает и освещения, и уважения.
Уже после просмотра было интересно почитать о фактах той операции и узнать, что тогда наши БТРы действительно кружили на взлетно-посадочной полосе, чтобы не дать сесть вертолетам НАТО, тогда командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон (не певец, не подумайте), действительно сказал, что не позволит своему командованию развязать третью мировую войну. То есть в таких казалось бы пафосных и эпичных моментах, отражающих величие наших солдат над потенциальным противников, как выясняется, нет и доли пафоса или эпика. Здесь есть место фактам. Опять же, я не берусь утверждать, что все было представлено так, как было на самом деле, но тот факт, что съемочная группа уделила много внимания нюансам, вызывают чувство благодарности. Благодарности за то, что это реальность, когда-то имевшая место быть.
Я не буду писать о том, что это пропагандистский фильм и он представляет нас и сербов как исключительно положительных, а албанцев и НАТОвцев – как злодеев. Каждая сторона имеет право на свою точку зрения. У каждого своя правда. Вспомните боевик Джона Мура 2001 года – «В тылу врага» с Оуэном Уилсоном и Джином Хекманом. Там рассказывается напротив о добрых американцах и албанцах, воюющих за независимость с сербами, устроившими геноцид как раз албанцев. Тот фильм мне тоже нравится, в первую очередь за счет классной постановки и зрелищности. Хотя я и не разделяю точку, обозначенную там Муром. Просто это пример того, что каждая из сторон интерпретирует случившееся по-своему. Равно как и отечественные фильмы на афганскую тему и «Рэмбо 3».
На мой взгляд «Балканский рубеж» затянут в первой своей половине и зритель мог бы обойтись без некоторых деталей, в частности знакомства с парой, ждущей ребенка, ибо эта пара никак не влияет на дальнейшее развитие сюжета.
А вот вторая половина – это непрекращающийся динамичный драйв и экшн, преподнесенный в лучших традициях военных драм и боевиков. Фильм посвящен 20-летию бомбардировок Югославии силами НАТО и является совместным – российско-сербским. Приятно, что здесь смешанный актерский состав и задействованы легенды – Гойко Митич и Эмир Кустурица. Приятно, что фильм насыщен кадрами хроники, причем не в одну сторону, а отражающей разные позиции. Особенно приятно – было видеть кадры, когда российская колонна военных шла по территории Сербии – солдат встречали местные жители. Они встречали их как героев, как когда-то встречали солдат с фронта в 1945-м году. Эти кадры способны пробить на слезу даже самое черствое сердце, и, если честно, во время созерцания вот этих кадров, у меня комок застрял в горле от мысли, что для кого-то мы друзья и братья, а для кого-то враги. Просто в голове не укладывается, как одни могут видеть в одном и том же лице героя, а другие – злодея… Но это так, мысли на бумаге.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
8 из 10