Делай, что должен и будь что будет?Всем доброго дня!
Интересная ситуация вокруг этого фильма. Не взялся бы писать о нём рецензию, т. к. не считаю «Балканский рубеж» чем-то из ряда вон в мире кинематографа. Но, шумиха, поднятая разного рода критиками и СМИ, толкает на то, чтобы выразить свою точку зрения.
Например, статьи или высказывания известного кинокритика Антона Долина какое-то время были для меня неким положительным ориентиром. Он настоящий мастер пера. Но, после его постов о фильме «Заложники» (про угнанный в Грузии самолёт в 1983 году), его мнение порой выглядит неким диагнозом. Во всяком случае для меня.
Не стоит здесь цитировать слова Долина. Не то место. Фильм ему не понравился. И не ему одному. Значит надо смотреть.
Смотрим всей семьёй. Нам понравился. Но, скажем прямо, на один раз. Обычная военная драма, или военный боевик – кому, как угодно. В меру динамичный, с качественными боевыми сценами. Со своими сюжетными косяками. Возможно, местами пафосный и прямолинейный. Но, не плохой.
Кому-то не понравились «штампы», да и бог с вами, господа. Большинство жанровых картин из этих штампов и состоит. Практически всё голливудские фильмы о войне наполнены идеей, что «их парни» самые лучшие, самые храбрые и безжалостные к врагам, но при этом самые благородные, добрые, весёлые и остроумные. Злодея покарают, слабого защитят. Плюс солдатское братство и взаимовыручка. Это разве не штамп? Да и что в этом плохого? «Балканский рубеж» о том же самом, только про наших парней.
Главный Злодей соответствует своему званию и заслуживает быть наказанным «хорошими ребятами». Таких фильмов и в России снимают предостаточно. А некоторые сериалы про (если говорить словами героя Брэда Пита) «самую лучшую работу», идут годами. И никто не взрывается критикой, не заходится в истерике, что наш кинематограф создаёт образ внешнего врага в лице НАТО или конкурирующих спецслужб. Идут себе и идут, кому интересно - смотрят.
Чем может быть интересен «Балканский рубеж»? Тем, что он действительно основан на реальных событиях. Точнее на одном эпизоде, который нынче принято называть «Бросок на Приштину». Это период войны альянса НАТО с остатками армии бывшей Югославии. Это когда, в очередной раз, международные силы с помощью массированных бомбардировок «восстановили» справедливость и демократию в отдельно взятой точке земного шара, в Сербии и Косово. Российское правительство тогда приняло решение обозначить своё присутствие в указанном конфликте путём установления контроля над ключевым аэропортом Косово, Слатина, переброской батальона десантников из контингента наших миротворческих сил.
Не станем обсуждать правильность данного решения и его последствия. Кто захочет, сам найдёт информацию по этому вопросу. Факт остаётся фактом – наши десантники взяли под контроль аэропорт Слатина. Новым, из фильма, лично для меня, была информация об участии во взятии аэропорта некой российской спецгруппы. Собственно, солдаты этой спецгруппы и стали главными героями сюжета картины.
Интересной оказалась информация, что реальным прототипом командира группы (позывной Бек), был Юнус-Бек Евкуров, нынешний глава Ингушетии, а тогда майор десантных войск, в прошлом морпех. Имеет опыт участия в нескольких региональных конфликтах. Он и возглавлял тогда нашу спецгруппу. Его послужному списку может позавидовать любой Рэмбо.
Не менее интересным оказалось участие в картине знаменитых Гойко Митича и Эмира Кустурицы. Последний, правда, в эпизоде. Митичу нынче 79 лет. Его творческому долголетию - огромное уважение. В целом, работа актёрской команды не вызывает отторжения, всё достаточно стандартно и органично для данного типа картины.
Несколько однобоким показалось отображение в фильме злодеяний косовских албанцев. В реалиях обе стороны конфликта тогда стоили друг друга в обоюдной резне. Но, опять же, фактом остаётся то, что, так называемые, «силы добра и демократии» приняли сторону косоваров. Бомбардировки мирных и военных объектов Сербии успешно состоялись, что и было показано на экране. Показано всего несколько страшных минут, во время которых был обозначен один из ключевых персонажей картины – сербская девушка-врач Ясна. Красивое имя.
И здесь мне не понятен тот вой и истерики критиков, которые пеняют создателям фильма за показ деяний НАТО. Вы серьёзно, господа? Да там, в общем то, мало что показано. Вы бы глянули документальные видео и фото последствий натовских бомбардировок в Сербии. Почитали бы о жертвах среди мирного населения. Ведь основные цифры доступны. И они в десятки раз превысили потери от взаимных зачисток сербов и албанцев-косоваров. Тысячи погибших и пропавших без вести. Десятки тысяч раненых. Сотни тысяч беженцев. А вы предъявляете приключенческому фильму о недостоверности, или о чём?
В «Рубеже» минимум политики. Основной упор сделан на личных перипетиях наших доморощенных Рэмбо, точнее – рядовых Суховых («Белое солнце пустыни» трудно не вспомнить) на фоне событий в Сербии и Косово. На их интернациональном составе с фразой: «Шатай, ты один среди нас русский оказался». Ну да, там были русский, белорус, татарин, узбечка, кавказец, сербы, албанец. Интернационал. С разной Верой в Бога, но одной Верой в Справедливость. Сверху дан приказ, бойцы его выполнили. В конце наш офицер-десантник эпично несёт на руках спасённую сербскую девочку. Кто-то сравнил это с советским солдатом-памятником в Берлине. Возможно. Меня это не покоробило.
Надо помнить, что у оставшихся в живых прототипов героев фильма, в реалиях, меньше чем через полгода будет Вторая Чеченская война. А ещё через три года силы «добра» в лице НАТО станут свергать очередного диктатора в лице Хусейна, затем последуют Ливия и Сирия. И всюду установятся «мир», «спокойствие» и «благополучие». Ценой сотен тысяч погибших мирных жителей и миллионов беженцев. И никто из людей с хорошими лицами и чутким сердцем не станет плакать ночами, заламывая руки от горя. Вот о чём не мешало бы помнить всем критикам и поборникам справедливости. Не там ищите, господа. А фильм смотреть можно.
8 из 10