Жанр военно-патриотического боевика в российском кинематографе освоен значительно хуже, чем за океаном. До сих пор наши кино-дельцы восхваляют прошлые подвиги отечественных героев, снимая в основном про Великую Отечественную и, несколько реже, про Афганистан. Однако, качество и мораль, которую пытаются донести до зрителя, мягко говоря, сильно хромают. Либо до проката добираются бездумные тупые боевики а-ля «Танки», либо «Девятаев» с вымышленным героем-коллаборационистом, который, по мнению Тимура Бекмамбетова, «был прав».
На фоне такого кино действительно выигрышно смотрится «Балканский рубеж», вроде как основанный на реальных событиях, но настолько засекреченных, что вполне возможно частично вымышленных.
И тем не менее, 'Балканский рубеж' в своем жанре и своем поле работает. Фильм, который стоит позиционировать как типичный ура-патриотичный боевик, таковым и оказывается. Может быть, с блокбастерами уровня раннего Майкла Бэя 'Балканский рубеж' посоревноваться не может, но с тем же самым 'Тайные солдаты Бенгази' - вполне. Даже основная сюжетная линия перекликается (целую ночь военные удерживают стратегически важный объект от нападок террористов).
Другое дело, что у российских наемников, в отличие от американский боевиков, идеи более благородные, да и актеры со своей задачей справляются лучше.
Если американский кинематограф под своим ура-патриотизмом в формате военного блокбастера маскирует империалистские и установки родной державы, привыкшей провоцировать и влезать в конфликты иностранных государств, то в 'Балканском рубеже' угадывается кино, оппозиционное идеям звездно-полосатой державы. Хотя политика тут отнюдь не играет решающую роль. Ведь фильм не сконцентрирован не только на критике милитаристской агрессивной внешней политике НАТО. Здесь вроде как стараются уделить внимание и истории мирных жителей, ставших жертвами чужих внешнеполитических закулисных интриг, в красках демонстрируя последствия американской бомбардировочной демократии и иже с ней военных операций.
Вот только та часть актерского состава, которая за эту, более драматичную часть сюжета, отвечает, со своей задачей не справляется. Например, исполнительница главной роли Милена Радулович ('Кольская сверхглубокая') если и может чем-то впечатлить и запомниться, так это внушительным размером бюста. Другое дело - действительно талантливый молодой актер Милош Бикович, сыгравший сотрудника сербской полиции. Причем его образ получился действительно запоминающимся, драматичным, да и зритель может себя ассоциировать с этим молодым парнем, который стал свидетелем бесчинств, которые на его родной земле учинили албанские боевики.
Причем нельзя согласиться с высказываниями Антона Долина о том, что албанцы здесь представлены типичными злодеями, ведь в фильме присутствуют и положительные персонажи данной национальности. Другое дело, что главный злодей предстает карикатурным террористом, который творит все свои преступления просто потому что он злодей по сценарию.
В отношении других героев сказать нечего - стандартные экшен-персонажи, словно прописанные из соответствующих правил сетевых видеоигр (штурмовик-снайпер-подрывник, только медика не хватает), причем в силу однобокости и простоты сценария самим актерам (причем не самым последним российским артистам) в ролях этих самых бойцов особо нечего показать в кадре - все персонажи сугубо ходульные герои боевика.
Зато визуальный ряд для российского кино держится на очень приличном уровне. Создается впечатление, что смотришь действительно дорогостоящее кино - зрелищный экшен с впечатляющей пиротехникой, некоторые интересные операторские решения вкупе с насыщенными красками светофильтров - все это однозначно идет на пользу визуальному восприятию ленты.
Таким образом, 'Балканский рубеж' предстает самым типичным военным боевиков в лучших и одновременно худших голливудских традициях, хоть и пытается себя противопоставить американскому кинематографу. И даже несмотря на свою вторичность и подражание тому же 'Черному ястребу' или '13 часам', этот фильм все-таки умудряется остаться достаточно оригинальным детищем для российского кинематографа. А также дорогим и качественным, с весьма интересным прочтением тех важнейших исторических событий, о которых в кино мало высказывались ранее. А уже поэтому 'Балканский рубеж' достоин хотя бы одного просмотра.
6 из 10