Гражданин подозреваемый, у вас выпить не найдется?Исчез подросток, Дэни Арно, благополучный мальчик из благополучной семьи. Комиссар Франсуа Висконти (Венсан Кассель), ведущий расследование, знает, что такие хорошие мальчики не исчезают, а он немало повидал за свою долгую службу в полиции. А тут еще школьный учитель Дени месье Беллэль (Ромен Дюрис) навязчиво предлагает свою помощь, но Франсуа постоянно ловит его на лжи. Следствие вязнет в рутине, проверяя очевидные версии: наркотики, исламисты, маньяк, орудующий в ближайшем лесу, - все не то.
Режиссер Эрик Зонка (Воображаемая жизнь ангелов, 1988) свой новый фильм снял в жанре детектив. Но не ждите от него приключений в духе Шерлока Холмса. 'Черная полоса' это гиперреалистичный неонуар, наследующий гуманистические традиции французской новой волны. Он вбрасывает зрителя сразу в середину повествования, пренебрегая условностями построения сюжета: никакой предыстории, никакого знакомства с персонажами. Почти документально камера фиксирует, что происходит здесь и сейчас, прицепившись к комиссару полиции, заглядывает ему через плечо, прослеживает его взгляд и снимает то, на что он смотрит, затем откуда-то снизу снимает его самого, словно забытая на столе или на сиденье автомобиля. А вокруг неуютный и холодный город с плохо освещенными улицами, на которых темные силуэты темных личностей творят свои темные дела, и только проститутки стоят поближе к фонарям, чтобы их сразу заметили из проезжающего автомобиля. Даже природа уныла и недружелюбна. На дворе, похоже весна, но все такое серое и мрачное, будто дело происходит поздней осенью.
Комиссар Висконти, неопрятный старик, бесконечно усталый, бесконечно одинокий, давным давно переставший бриться и мыть голову и почти окончательно спившийся, но все еще цепляющийся за свою жизнь и за свои расследования - по привычке, или из чувства долга. А может потому, что чувство долга давно превратилось в привычку, а за его пределами — пустота. Жена его бросила, сын катится по наклонной и, кажется, откровенно ненавидит отца. А сам он не брезгует попросить выпивку прямо в квартире опрашиваемых свидетелей.
Работа в полиции далека от романтики. Название 'Черная полоса' как-то ненавязчиво намекает, что будет и просвет, начнется и белая полоса в жизни... Не начнется, не ждите. Чужая душа потемки. А полицейское расследование это не сбор улик, не игра разума, подмечающего малозаметные детали, не допросы и даже не слежка за подозреваемым. Хотя, конечно, все это на месте, и именно слежка в конечном итоге и приводит к раскрытию преступления. Но это лишь внешняя сторона расследования. На самом деле расследование - это погружение во тьму чужой души, сначала по щиколотку, потом по пояс. А затем уже с головой, как в реку, черную реку, так в оригинале называется фильм (Fleuve noir). И уже не выплыть, даже глоток воздуха не сделать, и не за что ухватиться. Жена, сын, коллеги, - кто же может вынести это вечное бултыхание в чужом навозе.
Школьный преподаватель французского языка Ян Беллэль, помешанный на французской словесности и даже пишущий книгу, вроде бы должен нести разумное, доброе, вечное. Он-то почему тянется к этой тьме, возбуждаясь от этого до дрожи в руках, с горящим взором цитируя Кафку и Камю? Он сумасшедший? Или тьма настолько разъела его душу, что он вообще не в состоянии отличить одно от другого? Писатель - это реконструктор, и Беллэль со страстностью и дотошностью реконструирует события, характеры, персонажей, проверяя свои умозаключения на живых людях и не понимая, почему это чуть не до смерти пугает его жену (Элоди Буше).
Мама пропавшего подростка, красавица блондинка с солнечным именем Соланж (Сандрин Киберлэн) словно прибита горем. Она почти все время в оцепенении, из которого ее выводит только ее дочь. Соланж приходится держаться. Муж-моряк вечно в море, а у нее на руках больная девочка-подросток. О таких сейчас принято говорить 'детки с особенностями развития'. Франсуа спьяну чуть не ляпнул: 'А почему вы ее в психушку не сдали?' Удержался, промямлил что-то про спец-школу. Почувствовал родственную душу. Дети - это то, что может удержать над поверхностью черной реки. Франсуа на самом деле не наплевать, что случиться с его сыном, хоть он и утверждает обратное. На какое-то мгновение он даже поверил, что и в его жизни появился луч солнца. Напрасно. На постере фильма написано: «Когда правда страшнее лжи». Прокатчики почти выдали спойлер.
Несмотря на то что в 'Черной полосе' снимались звезды французского кино Ромен Дюрис, Элоди Буше и Сандрин Киберлэн, этот фильм целиком и полностью принадлежит Венсану Касселю. Нет смысла говорить, насколько ярок и разнообразен талант этого актера. Он не чуждается играть злодеев, или таких отвратительных личностей, как комиссар Франсуа Висконти. 52-х летний красавец здесь совершенно преображается, он будто и не играет. Он здесь неузнаваем - пожалуй, это лучший комплимент любому актеру. Изначально на эту роль планировали Жерара Депардье. Кассель заменил его буквально в последнюю минуту из-за его болезни. А кажется, что эта роль изначально писалась под Касселя.
Фильм тяжелый, лишенный каких-то украшательств или экшена. В нем довольно много отсылок к сексу, при полном отсутствии сексуальности. Есть гомосексуальная сцена, а традиционный секс больше похож на изнасилование. Сюжет нельзя назвать увлекательным, тем не менее он затягивает, благодаря, прежде всего, великолепным актерским работам, и не только Венсана Касселя. Ромен Дюрис и Сандрин Киберлэн, которых мы больше знаем по комедиям, выдают сильные драматические роли. Первая половина фильма кажется чересчур затянутой, а финал слишком быстро развивается. Сама развязка выглядит психологически не обоснованной, будто в стремлении сократить чересчур разросшийся хронометраж вырезали чуть больше, чем нужно. Оператор Паоло Карнера отвечает за атмосферу нуара, весьма мрачную, холодную и давящую на психику. Примерно тот же эффект поддерживает и музыка, ненавязчиво вплетающаяся в привычные шумы города или или полицейского офиса.
7 из 10