В вопросах построения семьи надо быть честным. Часто люди сходятся не из-за любви, а из-за крови (например, общий ребёнок),
веры друг в друга или просто потому, что супругам вместе удобно. Первое вытекает из второго и так далее; в любом случае,
вера здесь важнее больше, чем любовь, ведь как только один супруг начинает увядать, второй должен приложить неимоверное количество усилий, чтобы брак сохранить. В это можно, как говорится, только
верить. Странное умозаключение, вероятно, не всегда понятно людям молодым, но «Дикая жизнь», кажется, очень хорошо его передает. Нежная драма о семье повествует о потере этой самой веры.
Итак, Джо – 14-летний подросток, которому не повезло расти во времена, когда его семья хочет «пустить корни» в другом штате. Джерри перевозил свою семью из города в город в желании найти работу, и, как гордый патриарх, отец семейства считает, что его жена должна следить за домашним очагом, пока он на работе. Работа у него подсобная в местном гольф клубе, так что живут они более чем скромно. Когда же Джерри теряет работу, напряжение в семье возрастает. Отец семейства находит работу пожарным и на время оставляет родных. Нежная драма взросления Джо превращается в депрессивный кризис на фоне распадающегося брака.
Действие «Дикой жизни» происходит в основном в период отсутствия Джерри в городе и рассказывается с точки зрения его сына. Это означает, что зритель смотрит на события глазами Джо, на то, как взрослые скрывают свои эмоции. При этом сам Джо представляет собой этакого лирического героя самого режиссера-актера Пола Дано, по крайней мере в этом фильме: молчаливый, настороженный, задумчивый. У него нет действий; только реакции, так что это идеальный выбор, когда надо рассказать историю глазами человека, который не в силах на ход событий повлиять. Джо не знает, что ему делать, а «Дикая жизнь» как фильм культивирует эту неуверенность, создавая жесткую связь с сюжетом и превращая её в житейскую драму.
Сшивание этой истории разрушающейся семьи идёт через символы надвигающейся беды. Дано знает, как предсказать дурные события, не скатившись в претенциозность и ненужные сцены. Реализовано это потрясающей операторской работой и дизайном, найдя в деталях пригородной жизни множество мрачных предчувствий.
При этом «Дикая жизнь» снята с потрясающим вовлечением в происходящее. Действие происходит в Америке в 1960-е, однако прошлое не романтизируется, и создатели избегают этакой фантомной ностальгии. Наоборот, события фильма могли произойти в любой эпохе, так что сентиментальностью это не назвать. Это лишь застывшее время; отрезок жизни, в котором застрял этот городок, не хочет заканчиваться, а жителям нужно посещать лавку фотографа, чтобы этот момент действительно длился вечно.
Но что действительно захватывает внимание в «Дикой жизни», так это Кэри Маллиган в роли матери семьи Джанетт. Принимая самоуничтожение как тактику выживания своей семьи, она совершает далеко не лучшие поступки. Сценарий понимает проблемы этой женщины, относится к ним с уважением, а выступление Кэри Маллиган правильно расставляет акценты: Жанетт может быть и несчастна, но есть что-то уважительное в том, как она пытается завоевать свое будущее.
В целом «Дикая жизнь» - весьма скромный фильм и эта незаметность может временами вступать в противоречие с великолепием и масштабностью представленных в кинокартине ландшафтов. Драма обостряется хорошо, но последняя треть киноленты наводит на мысли, что это уже где-то было: кажется, что «Дикой жизни» нужно нечто большее, даже если это не обязательно скрасило бы историю. К чести молодого постановщика, он сделал свой первый проект сдержанным, не попав ни в категорию «чернухи», ни в излишние ненужные «розовые сопли».
Режиссерский дебют Пола Дано лучше всего можно охарактеризовать как бытовой житейский роман об обреченности провинцией и ношей, на которую повлиять нельзя. Удручающая, честная и трогательная драма покоится на преданности актерского состава и представляет собой какой-то экзистенциальный опустошающий кошмар, в котором персонажи зачастую сидят без дела, говорят банальности и скрывают эмоции. Оно и понятно: за некоторыми вещами остается лишь наблюдать, да и в наши дни мало кто может найти связь между внешними взаимодействиями и своими собственными, внутренними эмоциями.
7 из 10