На войне как на войнеВесьма необычное кино. Необычное хотя бы тем, что принадлежит «перу» венгерского режиссёра. Часто ли мы соприкасаемся с подобным зрелищем? Сейчас в чести голливудские стандарты. А в них постоянные «перепевы» ранних произведений. Заштампованные сюжеты, одинаковые приёмы, гладкость для зрительского глаза в стандартизации. Разве нет? И именно поэтому данная работа привлекла внимание. А
рейтинг IMDb: 7,10 послужил дополнительным катализатором — надо приобщиться, стоит расширить горизонты, для общего развития — не помешает. И не пожалел. Смотрел в удовольствие.
Здесь глянец по минимуму. Здесь нет знаковых лиц. Актёрский состав совершенно не знаком. И вера от этого, в происходящее действо, только крепнет. Почти документальная срезка перед глазами. Чёрно-белые тона в грязи войны. Единственный цвет, оттеняющий серость буден, шинелей, окружающей действительности, красный. Цвет крови. И эта кровь показана автором без бутафорской красочной замазки. Реальность запредельная. Нож входящий лезвием штыковой винтовки в тело и вспученные глаза непонимания происходящего от судорожной боли разрывающей плоть. Она так реальна. Она так ощутима. И ведь это ни один раз. Это раз за разом. Вновь и вновь. На войне как на войне. И людей здесь режут почти что как скот. В бою противостояния или снятием часового в беспечности мгновения, упреждением кто кого, глаза в глаза. И застывание вздоха. И ужас обоих лицах.
Первая мировая война избрана для сюжета. Маленький социум, демонстрацией палитры.
Разведка послана в тыл противника. Пятёрка австро-венгерских солдат ищет за линией фронта итальянский узел связи. Покатые гористые склоны, вековая хвоя взметнувшихся ввысь столбов молча взирает на пробирающихся по-воровски людей. Тихо ступая, озираясь по сторонам, готовые в любую минуту принять бой, стараясь не быть обнаруженными они всё глубже и глубже в тылу врага. Привал, ночёвка и разговоры у костра этих усталых взрослых мужчин. Семья, покинутый дом, растерянное счастье. Вернуться ли назад? Сколько им ещё отпущено фатумом? День? Неделя? А может быть одна минута? Откуда и когда по их души придёт смерть? И именно эти размышления расточает перед зрителями создатель ленты. И лица молодости отпечатком в посмертных мгновениях.
«Серые посланцы» игрой слов режиссёра. Посланная разведка в серости казённого сукна и серые голуби в начале ХХ века используемые в качестве посыльных. Почтальонами. В единой плоскости демонстрации. И одни, и другие на посылках «высших сил». И у одних, и у других одна и та же миссия. И конец едва ли не одинаков. Предрешен. Свернуть шею могут в любой момент. Это и происходит здесь в одной из сцен. Именно так, видит Иштван Ковач предрешённость судеб «детей войны». Какая разница, голубь это или человек. Сцена катарсиса — сценой очищения. Юноши, почти мальчика. Самый молодой и самый чистый душой, наивности полный, девочкой целованный в лоб, но уже познавший вкус крови, её липкость на руках ощутивший. Да, в эти руки, именно в эти и приходит последняя записка о военной развязки.
Обратите внимание на этот фильм. Чуть больше одного часа хронометраж, а полнота сюжета, запредельная. Достоверная простота. Без актёрской игры. Без натюрморта трюков.
Взрослой аудитории и вряд ли юношеству для эстетического наполнения.
7 из 10