Гуляй, Рома!Можно смело утверждать — на наших глазах творится история кинематографа. До этого момента кино пережило лишь одну серьезную технологическую революцию — появление звука. Как бы не хотели отдельные эксперты отметить появление цвета, оно, тем не менее, не играло столь большой роли в изменении языка повествования. Почти век минул и самобытный гений земли казахской наконец снова изменил все правила киноискусства, изобретя уникальную технологию — захват экрана монитора. Ну, или Бекмамбетов так считает, учитывая с какой настойчивостью он в последние годы представляет различной публике свой кинематографический семиколесный велосипед.
И справедливости ради, стоит отметить, что почти все его фильмы этой направленности отличались довольно высокими отзывами, как среди отечественной, так и западной публики. Формально фейлом вышел лишь один проект — «Взломать блогеров» казалось бы создан для этого формата, но вместо этого вызвал ненависть даже целевой аудитории еще до того, как Евгений Баженов окончательно вбил его в землю. Остальные же вполне удачно осваивают свою нишу недорогого кинца где-то между жанровым мейнстримом и фестивальными авторскими проектами, каждым фильмом пытаясь, действительно, изобретать свой киноязык, состоящий из кликанья по браузерным окошкам, набора текста в мессенджерах и экшена в видеочатах. И «Днюха» Каримова как раз очень интересный проект именно в плане того, как автор своеобразных комедий пытается адаптировать screenlife под свои нужды.
Главная проблема screnlife на поверхности — семиколесный велосипед никому не нужен, как бы дотошно вы не объясняли плюсы механики всего этого чуда. Фильмам все равно нужен конфликт, нужны персонажи, нужно действие и то, чтобы зритель поверил во все происходящее хотя бы на полтора часа. У традиционного кино сегодня есть сотни приемов для этого, тогда как детищу Бекмамбетова приходится прибегать к удивительно нелепым манипуляциям, ставящим крест на всей убедительности повествования.
Для «Днюхи» эту несуразицу только усиливает сам Каримов, чьи сюжеты, за исключением дебюта, всегда славились чрезмерно экспрессивными и алогичными поступками главных героев, которыми он подпортил, возможно, ставший бы лушим его фильмом «Все и сразу», угробил все хорошие начинания в «Гуляй, Васе» и вдребезги уничтожил… «Вдребезги». «Днюха» на этой шкале, конечно, похуже «Гуляй, Васи», но до попыток снять типа-американскую типа-Коэновскую несуразицу, конечно, не доходит.
«Днюха» — это «Горько!», снятое по сценарию «Корпоратива» с персонажами из «Чудаков» и пытающееся быть комедией о дружбе и любви, не имея в себе ни первого, ни второго, потому что все эти прекрасные человеческие взаимоотношения являются здесь исключительно предметом шантажа и манипуляций. После всех «веселых» похождений наших неунывающих друзей Хэппи-Энд мог быть только один — их всех вместе отправляют в дурдом, дабы огородить от них общество и их самих друг от друга: там есть сцена, где они запускают в реку пьяного человека на надувном матрасе, на это смотрят тридцать человек, мирно разыгрывая скандинавские похороны. Поэтому когда они привязывают к дрону фейерверк и стреляют друг по другу, крадут автоматы у местной ППС и стреляют очередями в воздух — не сопереживаешь им, не веселишься с ними, а просто надеешься, что они просто перестреляют друг друга и на планете станет чуть меньше клинических идиотов. Даже болеешь за деревенского мужика с лопатой, пытающегося ударить ей одного из «героев».
Почти все, что происходит на экране, мы наблюдаем только потому, что у персонажей есть прекрасная черта выкладывать все свои походы в туалет на ЮТуб и делиться ими друг с другом. Конечно, можно сослаться на то, что в СМИ постоянно мелькают ролики, снятые подростками, где они наносят увечья другим подросткам и гордятся этим, вот только персонажи Каримова не подростки, однако, поголовно все делают то, что люди делают только в учебных заведениях, пытаясь произвести впечатление на ровесников, с которыми вынуждены сосуществовать. Тут же персонажам 25+ — им просто незачем все это делать, но, судя по всему, они тратят на это мероприятие просто колоссальные деньги. И фильм этого никак не объясняет, словно основой для всего послужил комментарий какого-нибудь великовозрастного продюсера, мол, знаете «молодежь — она же у нас… такая!».
Из плюсов можно выделить только встречающиеся интересные шутки и, в целом, хорошую актерскую игру. Но они мало влияют на восприятие фильма, в целом. И, несмотря на большинство жалоб на screnlife, стоит признать — он не так уж плох. Вернее даже — он далеко не главная проблема этого фильма, более того, Каримов вполне удачно с ним справился, придав фильму вполне хорошую динамику и развитие в рамках компьютерного интерфейса. Главный грех бекметовской технологии здесь — он заставляет персонажей быть сильно привязанными к социальным сетям и видеохостингам и, к сожалению, в данном фильме это не имеет никакого социального комментария или значения для сюжета — исключительно техническая издержка самих авторов. Им просто захотелось, чтобы фильм был в screenlife и все. Основной же минус фильма вполне характерен и для более традиционно сделанных Каримовым неудачных фильмов ("Вдребезги» и «Гуляй, Вася!») — отталкивающие персонажи, манипулирующие друг другом исключительно ради движения вперед притянутого сюжета.