Просмотренное давно и отрецензированное лишь сейчас (часть 7)В фильмографии Чжана Имоу почти нет неудач, единственная из них – неудачный ремейк фильма братьев Коэнов «Просто кровь», шедеврального трагикомического триллера, превзойти который было в принципе невозможно (еще один провал - совсем уж курьезная «Великая стена» с Мэттом Дэймоном, о которой и сказать-то нечего). Впрочем, Имоу и не пытается этого сделать, работая в пошлом регистре азиатских комедий с преувеличенной актерской игрой (которая, впрочем, не резала глаз в его неплохих лентах «Счастье на час» и «Сохраняй спокойствие») в духе поделки Китано «Кикуджиро», вырвиглазовской колористикой, нелогичными для китайского кино сюжетными ходами. «Простая история лапши» - действительно халтура, которая тем более непростительна, что снимал ее автор «Жить» и «Зажги красный фонарь».
Единственная по-настоящему эффектная сцена – приготовление лапши, потребовавшая от актеров акробатики, пластики и танцевального мастерства. Спустя годы только она и помнится, все остальное забывается напрочь, включая перипетии сюжета. Надо признать, что заигрывание с жанрами никогда не отличало качественное кино того же Имоу и Кайге, оно всегда было чисто драматическим, даже трагическим, показывало исторические катаклизмы, людские судьбы на их фоне, всегда было эпическим в лучшем смысле этого слова. На их фоне «Простая история лапши» выглядит не просто халтурой, но постмодернистской пародией на фильм Коэнов, который сам по себе пародиен.
Таким образом, перед нами – седьмая вода на киселе, пародия пародии, тем более неудачная, что чрезмерность эмоций, нелогичности и изобразительного китча в ней зашкаливает. Трудно поверить, что сам Имоу, мастер кинематографических пропорций, сюжетного изящества и визуальной изысканности, снял эту картину, в которой чувство вкуса отсутствует напрочь. Можно, конечно, предположить, что он снимал ее, как и многие другие свои картины, для Запада (его откровенно коммерческие «Герой» и «Дом летающих кинжалов» не стесняясь эксплуатировали азиатскую экзотику, но делали это взвешенно и деликатно). Но в таком случае, это просто неуважение к западным синефилам, любящим его кино и награждавшим его на фестивалях.
Для того, чтобы понравится, если ты уже известен, надо держать марку, соответствовать своему уровню, а не скатываться вниз. К счастью, кроме «Простой истории лапши» лишь «Великая стена» - такая же халтура в его фильмографии. Имоу хочется быть не просто местечковым автором кино, пусть и великим, его терзают амбиции глобалистского коммерческого гуру в духе Спилберга и Кэмерона. Неудивительно, что «Простую историю лапши» почти никто не смотрел и никто не рецензировал. Кому она нужна? Никто бы ее и не смотрел, если бы не Имоу и не репутация ремейка самих Коэнов. Вывод прост: хочешь быть коммерческим режиссером мирового формата, никогда не надо халтурить – правило в равной степени справедливое, как для массового кино, так и для авторского и артхаусного кино.