Онейрология и гиперреальностьОнейрология как продолжение и развитие психоанализа
В 'Паприке' перед зрителем развертывается удивительный мир фантазий. Мир, в котором реализована мечта любого психоаналитика – возможность непосредственно инкорпорировать своё сознание в сон пациента, для проработки бессознательных сторон его психики. Для такого проникновения используются изобретенные гениальным доктором Токита устройства DC mini. Пропажа трёх образцов инновационной технологии и следующие за ней случаи онейроидной галлюцинации у ряда сотрудников лаборатории, являются завязкой сюжета. Также вначале показывают сон детектива Тосими Конакава, в котором с терапевтической целью излечения тревожного невроза Конакавы, обусловленного подавленными эмоциями и воспоминаниями, участвует Паприка – alter ego доктора Ацуко Тиба (руководителя группы ученых, занятых разработкой проекта). В этом сне происходит динамичная череда трансгрессивных переходов из одних онейроидных локаций (как впоследствии выяснится, конституируемых вытесняемым увлечением Конакавы различными жанрами кинематографа и ужасом подавляемой психотравмы) в другие. Этот эпизод задаёт яркий и динамичный ритм происходящего впоследствии на экране сюрреалистического действия.
По ходу повествования феерия образов карнавального шествия чередуется с пустынными таинственными ландшафтами или гротескными фантасмагориями кодированных образов. С развитием сюжета грань между сном и реальностью становится всё более зыбкой. Коллективная форма сна, контролируемая главным протагонистом, вторгается в действительный мир. Происходит трансформация, в результате которой явь и сон сливаются в единый поток сюрреальности.
Alter Ego
Доктор Ацуко Тиба рациональна и сдержанна. Она олицетворяет Эго (по Фрейду), архетип Маски (по Юнгу) или эго-состояние Взрослый (по Бёрну). Ацуко старается постоянно контролировать своё альтер-эго: игривую, эмоционально непосредственную Паприку, выражающую её бессознательное (по Фрейду), архетип Тени (по Юнгу) или эго-состояние Ребёнок (по Бёрну).
Для того чтобы остановить коварный замысел злодея, главный герой повествования - Ацуко должна проработать свой собственный внутриличностный конфликт. Только интегрировав свою сознательную сторону личности и альтер-эго Паприку, она способна обрести целостность или самость, которая позволить ей на равных противостоять антагонисту.
Специфика паприки
Неоспоримым достоинством этого аниме является использование ярких художественных средств: гротеска, динамичных трансформаций ирреальности, многократных ложных пробуждений, смешения жанров (фантастика, триллер, детектив, комедия). Также нельзя особо не отметить другие выдающиеся достоинства «Паприки», как-то: забавная утрированная прорисовка персонажей, проработанность их характеров; великолепное чувство юмора (в частности выраженное в виде алогичных реплик, неожиданных переходов или причудливых образов); идеально подобранный саундтрек, обеспечивающий нужное настроение.
Catchers in the dream
«Паприка» осмысляет классические философские и психологические проблемы: иллюзорности нашей реальности и значение сна в жизни человека. Это аниме можно отнести к жанру постмодернизма, в нём присутствует множество культурных реминисценций: бабочки Чжуан-Цзы (приколотые бабочки – пойманные в ловушку сновидцы); миф об Эдипе и другие смыслообразующие элементы психоанализа (проекции, психотравмы, бессознательное и пр.); сказочные сюжеты (поцелуй пробуждающий спящую красавицу); аллюзии и цитаты («отчаянные времена требуют отчаянных мер», «правда всегда идет рядом с вымыслом»); традиционные антитезы (явь и сон, жизнь и смерть, любовь и ненависть и др.).
Содержание смыслового поля Паприки акцентирует актуальные проблемы и нашей, вполне явной действительности. Например, всё более возрастающее влияние прогрессирующих технологий на социум, нивелирующее грань между реальностью и виртуальностью киберпространства. Таким образом, технологии не только вторгаются в пространство нашего опыта и внимания, но и подчиняют их себе, конституируя под свои формы и потребности. Под внешним воздействием система ценностей и приоритетов рядового пользователя виртуальности переживает вполне осязаемые трансформации, организованные властителями дум, то есть теми, кто владеет технологиями.
Также имеет место тема дезориентации в современном мире. Перманентно разрываясь между двумя реальностями, в конце концов, люди теряют четкий критерий различия. Это ведёт к потере возможности ориентироваться, и, следовательно, либо к утрате рассудка, либо к гибели индивида (как пример, сцена с Ацуко на балконе).
Общее антисциентистское настроение и посыл 'Паприки' выражается в конкретной фразе персонажа: «Наука – это мусор по сравнению с глубоким сном». Доктор Сэйдзиро Инуи (глава института) является выразителем технофобической и одновременно деструктивной идеологии.
Психологический аспект. Характеры и взаимоотношения персонажей эксплицируются во сне и наяву, в личных переживаниях и социальных интеракциях. Рассматривается роль подсознания в организации психической жизни человека. Утверждается важность обретения психологической зрелости, осознания и высвобождения вытесняемых переживаний и обретения целостности личности. Архетип самости представлен как творческое жизнеутверждающее начало, способное преодолеть деструктивную энергию хаоса.
В художественном пространстве «Паприки» два мира - действительности и фантазии - переплетаются в единую канву гиперреальности. «Паприка» напоминает нам, что мы уже давно живём в гиперреальном мире, где наши потаённые фантазии осуществляются наяву, и где наше бодрствование неразличимо от эфемерности сна.
10 из 10