Смотреть/не смотретьВ середине прошлого века территория кинематографа была уже достаточно хорошо освоена, многие темы раскрыты, а сюжеты избиты до полусмерти безжалостными кулаками классиков мирового кино. Чтобы выделиться и увековечить свое имя многим режиссерам уже в те времена приходилось изощряться и снимать кино под флагом алчного своеобразия. Все это привело к тому, что французское киноискусство захлестнула «новая волна» — направление в кинематографе, которое не характеризует ничего, кроме стремления к экспериментам и тотальной оригинальности. Волна эта вынесла на зрительский берег множество мусора, не достойного никакого внимания, но так же смогла достать со дна сокровища, которые способны осчастливить каждого любителя кино.
Так, двадцать лет назад, Алан Рене, режиссер тогда уже хорошо известный, наглотавшись соленых вод новомодного течения снял кино настолько оригинальное, что по прошествии стольких лет невозможно понять ни на какую аудиторию он рассчитывал, ни какие, кроме экспериментаторства, цели вообще преследовал. Фильм «Курить/не курить» — история семейной пары, с их проблемами, тайными желаниями, страхами, сыгранная в декорациях английской глубинки. Предполагается, что данной темы хватит, чтобы удержать зрительское внимание на протяжении без малого 5 часов. Но, как вы понимаете, основное новаторство заключается далеко не в закрученной сюжетной линии.
По факту «Курить/не курить» является театрализованным скетч-шоу с «неговорящим» названием, которое своей монотонностью способно вырубить зрителя лучше прямого удара в челюсть. Фильм разделен на две части, которые в свою очередь разделены еще на 6 частей. В какой-то момент каждая половина, озаглавленная «курить» или «не курить» соответственно, доходит до точки и начинает предлагать различные варианты развития событий. Это разветвленное действие рождает у внимательного зрителя расстройство логического мышления. Некоторые персонажи в альтернативных сюжетах полностью меняют свой психологический портрет, что в принципе невозможно. Ежели основными критериями нового неподражаемого французского стиля являлась нереальность и нелогичность происходящего, то Рене удалось соответствовать ему на все сто.
По началу неторопливость повествования в сочетании с картонными декорациями и переодеваниями актеров вызывают какой-никакой интерес, но уже на экваторе первой части возникает ощущение, что режиссер заставляет зрителя смотреть весь отснятый им материал. И вот вы готовы послать все к черту, но с настойчивостью шизофреника закадровый голос продолжает вопрошать «А что если?». Иллюстрируют нетленную тему отношений между полами жена режиссера, актриса Сабин Азема и его мужская муза — Пьер Ардити, которые по средствам переодевания исполнили все роли в фильме. Постоянные перевоплощения, которые демонстрирует эта пара, достойны наилучших отзывов. Но ломливость и жеманичество актеров делают все происходящие настолько неестественным, что сводят на нет всю радость от их лицедейства.
Одним из первых так же возникает вопрос почему действие фильма разворачивается на территории Англии, ведь туманного Альбиона в этом фильме не больше, чем в фильмах Раджа Капура. Если словосочетание «английская провинция» ассоциируются у вас с чудесным гобеленом, в котором скалистые горы перемежаются морем, а луга — лесами; или с чопорными и манерными людьми, то этим вопросом зададитесь и вы. Понятно, что запирая действие в рамки театральных декораций, автор выводит на первый план человеческие отношения. Отсутствие эффектных экстерьеров, безусловно, подчеркивает оригинальную идею автора, но так же и делает фильм менее привлекательным, усыпляющим. Идеальным вариантом реализации идеи многовариантности сюжета стало бы создание аудио пьесы вместо фильма. Отсутствие визуального ряда нисколько не повредило бы, а скорее пошло на пользу.
Курить или не курить, собственно как и смотреть или не смотреть, каждый решит для себя сам. Эстетствующие лицемеры возможно стали бы причмокивать, сравнивая фильм с коллекционным французским вином, но положа руку на сердце, дело это пахнет скорее забродившим компотом из картона и двух вареных актеров. Компот, срок годности которого закончился еще в далеком 1993 году.
5 из 10