Антилиберальная профилактика.В современной массовой культуре типичный сюжет о социально антагонистических конфликтах выродился до набора совершенно примитивных и предсказуемых штампов, без какой либо осмысленной глубины, но с приторно примитивной агитационной моралью. Простому обывателю симпатизирует идея о том, что справедливости в этом мире способна добиться даже единица, и уж тем более- что сплочённость угнетенных масс каким то образом способна к созданию более справедливого общества, без каких либо проблем и противоречий. Редкая фантасмагория о авторитарно- тоталитарном обществе позволяет себе смелые и объективные аллюзии с реальностью и уж точно они не претендуют на смелые высказывания, как раз наоборот, центральные идей ровно на столько же поверхностны, на сколько и примитивны. Суровая безысходность нынче не в почёте, куда легче эксплуатировать примитивные представления о справедливости или хотя бы иллюзии идеального общества.
Но это все в большинстве своем. Некоторые единицы привыкли жить не по законам мейнстрима, готовые уже на этом поле продемонстрировать свою нонконформистскую сущность. Особенно характерны в этом плане общества в период перелома, когда происходит переосмысление старых ценностей и попытка разглядеть за горизонтом будущего новые. Собственно, американская культура конца шестидесятых и начала семидесятых особенно богата на подобное культурное наследие, когда центральной темой был поиск индивидуальных свобод и бунт против истеблишмента. В основном на ум идет сразу несколько знаковых картин: от горячо любимых мной «Пролетая над гнездом кукушки» и «Беспечный ездок» до куда менее и более сомнительных «Хладнокровного Люка» и «Исчезающая точка». Фильм же, о котором речь пойдет ниже- такой же достойный представитель своей эпохи.
Молодые радикалы и бунтари с одной стороны, и консерваторы и конформисты как представители репрессивной машины государственного аппарата, направленной против либеральных элементов с другой. Один слой конфликта накладывается на другой: это и старый как мир конфликт поколений, и столкновение различных мнений и взглядов с последующим силовым подавлением неугодных. Если оперировать для удобства таким затасканным понятием как «система», то голос, который говорит неугодные для нее вещи, должен быть подавлен еще в зародыше в форме типичной борьбы не с причиной, а со следствием во имя сохранения своего внутреннего порядка и основ. И не важно, о чем говорил тот голос- ведь в конечном итоге путем манипулирования и откровенной подтасовки фактов (как это делается и сейчас) можно с лёгкостью формировать общественное мнение в свою сторону. А для тех, кто сомневается в господствующих в обществе идеологических установках можно устроить показательные судилища, где без виновные лишь в своем несогласии получат несоизмеримо высокие сроки либо жестокую альтернативу. Вот здесь кончается сказка о справедливом и свободном обществе и начинается суровая, отвергаемая всеми реальность- когда выхода просто нет.
Фокус в том, что представленная в картине ситуация не кажется абсурдной. Удивительно, но не смотря на то, что фильму уже больше сорока лет, параллели с современной Россией выстраиваться с пугающей точностью: от показательных судилищ до использование патриотической риторики в сомнительных целях. Здесь и сейчас мы можем наблюдать чудовищную по своему цинизму борьбу с идеологическим плюрализмом и индивидуальными свободами ради сомнительных представлений об общественном благе. Здесь и сейчас правящая элита с молчаливого согласия масс всегда готова устроить показательные гонения условно неугодных, расчетливо выбирая для этого пригодные мишени- от оппозиции до субкультур. С другой стороны, за что платим, то и получаем.