Сложный итальянский трагикомизмГоворят, Золотой век итальянского кинематографа закончился пару десятилетий назад, и я, в принципе, с этим согласен. Хотя периодичеки итальянцы делают очень хорошие картины, которые достойны внимания. «Первое прекрасное» стал призером Международного кинофестиваля в Палм-Спрингс, взял три престижных премии национальной итальянской киноакадемии «Донателло» (лучшая Актриса, лучший Актер, лучший Сценарий) и был номинирован на «Оскар» как «Лучший Иностранный Фильм» в 2010 году.
Перед нами история красивой итальянской женщины, которая слишком любит мужчин, чтобы оставаться только с одним из них (и мужчины отвечают ей взаимностью), и о двух ее детях (ближе к концу появляется третий, которого ей пришлось видеть на расстоянии — он вырос с отцом). История охватывает период в целых 38 лет. Начинается она в 71 году, когда Анна Ниджиотти внезапно становится первой в конкурсе красоты среди женщин с детьми. В порыве ревности отец выгоняет мать с двумя детьми из дома. Фильм одновременно разворачивается в двух временных пластах. Во втором — уже взрослый сын Бруно, имеющий проблемы с наркотиками (весь фильм он ищет, где бы что-нибудь достать, чтобы закинуться — в общем, полинаркоман-неудачник), преподаватель гимназии, давно порвавший с матерью, все же отправляется к ней хоспис, где она умирает от рака. Вместе с сестрой Валерией. Мать оказывается на обезболивающих, но еще достаточно бодрой, чтобы броситься на него с поцелуями, а потом сбежать из больницы в кинотеатр и на танцевальную площадку, где она танцует вместе с сыном, пока не падает в обморок, и изо рта у нее при этом хлещет кровь…
В картине множество трогательных и эмоционально насыщенных моментов. Но, увы, несмотря на то, что жанр обозначен как трагикомедия, смешной я бы фильм не назвал. Он снят по-итальянски энергично, между героями то и дело «искрит», но при этом картина бесконечно грустная. Потому что прекрасно осознаешь, отчего у сына такие психологические проблемы, приведшие его к наркомании, и что Анна, в сущности, прожила беспутную и невеселую жизнь, прыгая из одной постели в другую. Третьего сына она вообще родила в каком-то странном тройственном союзе — занимаясь одновременно сексом с адвокатом и его женой, он при этом устроил ее на работу секретаршей.
Валерио Мастандреа, играющий Бруно в возрасте, конечно, исполняет свою роль великолепно. Награду «Донателло» он заслужил. Очень забавно наблюдать и за его тщетными попытками раздобыть наркотики — в хосписе, в аптеке, у родственника-музыканта. И трагикомедия, в основном, строится на его сложных эмоциях и переменчивости. Чем-то он очень, кстати, напоминает Майкла Фассбендера.
Фильм получил хорошие критические отзывы и высокие оценки зрителей. Но для меня итальянский юмор оказался, видимо, слишком тяжелым — я его не воспринял, как должно. Мне картина показалась драмой издерганной судьбой и собственной неправильной натурой женщины и ее, увы, несчастных детей. Смотреть фильм я бы порекомендовал только большим фанатам итальянского кино — таких, я знаю, немало. А вообще, надо будет глянуть еще что-нибудь этого режиссера — Паоло Вирдзи — не зря же говорят, что он снимает с очень тонкой иронией. Возможно, я просто не уловил его тонкий юмор с первого же авторского кино.
4 из 10