Оазис Пола РусесабаджиныЖутко, когда в стране существует апартеид, разделяющий людей разных рас, но еще более ужасно, когда в одной стране насаживается жесткий внутрирасовый апартеид между двумя схожими народами. Бельгия поддерживает правление тутси, в то время, как хуту, составляющие большую часть населения, ущемляются в правах. Подобная политика была выгодна одним, но они не замечали, как десятилетиями разжигалась слепая ненависть хуту к тутси, и когда она дошла до предела, случился государственный переворот, который привел к геноциду в Руанде, забравшему около миллиона жизней.
В 1994 году режиссер Терри Джордж получил свою первую номинацию на «Оскар». В том же году в Руанде случились массовые убийства. И вот спустя десять лет Джордж снимает первый художественный кинофильм об этом геноциде, и впоследствии этот фильм становится самым известным на данную тему.
Человек, спасший множество жизней, пряча, защищая и обеспечивая самым необходимым тех невинных людей, на которых объявили охоту. Волей-неволей напрашивается сравнение с Оскаром Шиндлером, но на самом деле это две очень разные истории и разные люди, зато они рисковали своими жизнями, чтобы спасти представителей другого народа, кого их народ, прийдя ко власти, возненавидел и решил истребить. Пол Русесабаджина относится к тем потрясающим людям, которые сперва до конца и не осознают, сколько добра они делают другим. Он как бы невзначай спасает сотни и сотни жизней, а в первое время продолжает переживать за статус своего отеля и за то, чтобы вдруг не потерять работу. И это тогда, когда целые семьи расстреливают в их собственных домах. Просто все эти ужасы сперва кажутся чем-то таким невероятным и сверхъестественным, что людей не покидает чувство, будто это все вот-вот закончится, расстает, как дурной сон. Зато как бы тяжело ни приходилось, Пол знает, как он должен поступить, и он делает все, чтобы обезопасить тех, кто ему доверился.
На то время на счету талантливого актера Дона Чидла уже были успешные драматические роли, но его Пол Русесабаджина очень быстро покоряет и восхищает до глубины души, становясь одним из любимейших его персонажей. Актер сыграл его таким простым человеком, искренним, который своим выбором и поступками заслужил звание настоящего героя. Такие герои действительно ходят среди нас, и в большинстве случаев окружающие даже не подозреват об этом, пока не случается нечто подобное. Этот простой человек, повинуясь зову сердца, совершает подвиг за подвигом, ведь спасение человеческой жизни по-другому и не назовешь, и при этом он не требует ничего взамен, зная, что для этих людей его отель — это оазис посреди ада, и что он сам для них — последняя надежда на спасение, и он просто не имеет права их подвести.
Невероятной поддержкой Пола является его жена Татьяна. Сложно представить, как бы он смог сделать то, что сделал, не будь ее рядом. Софи Оконедо — талантливая и яркая актриса, которую раз увидев, сложно не запомнить. Пусть за роль Татьяны ее номинировали в категории «Лучшая второплановая актриса», здесь у нее настолько важное предназначение, что ее роль воспринимается, как главная женская. Именно Татьяна со своим большим сердцем матери и жены показывает своему мужу, что нужно спасать не только свою семью, но и соседей, и даже незнакомцев. Она вдохновляет Пола и придает ему сил продолжать бороться. А их вечер на крыше стал одним из моих самых любимых романтических сцен в кино.
Отношение Западного мира к тем ужасным событиям в Руанде отображено здесь в поведении иностранцев, военных и штатских, журналистов и представителей гуманитарной миссии. Одни из них решают оставить страну на произвол судьбы, другие же, как Пэт Арчер, готовы ездить под пулями, лишь бы спасти еще несколько жизней. Очень понравился полковник в исполнении Ника Нолти, который, несмотря на приказ, не мог бросить людей умирать. Хорош и Дэвид О`Хара в образе журналиста, который хотя и не готов рисковать своей жизнью, как его напарник, но и замалчивать страшные реалии происходящего вне отеля он не собирается. У Хоакина Феникса, сыгравшего отважного репортера, не так уж и много сцен, но у его персонажа есть несколько метких фраз, да и он сам сумел сильно раскрыть драму ситуации своего героя. Интересная эпизодическая роль владельца отеля, находящегося далеко от Руанды, досталась здесь Жану Рено. Его непривычно видеть в таком образе обычного бизнесмена, а не героя жанра экшен, но Рено очень подошла такая спокойная роль.
Во время просмотра кинокартины практически сразу задумываешься о том, что мы вообще знаем о Руанде, об истории этой страны, культуре, традициях и той кровавой вражде хуту к тутси… Наблюдая картины зверских расправ, не знающих сочувствия ни к женщинам, ни к детям, вспоминаются преступления нацистов времен Второй мировой войны. Согласно официальным данным, в ту сотню дней 1994 года скорость убийств в пять раз превышала скорость убийств в тех же немецких лагерях смерти. Врезается в память сцена, когда главного героя называют предателем и говорят ему застрелить тех тутси, среди которых его жена, дети, соседи, или он умрет первым. Неужели те военные действительно ожидали, что он согласится перестрелять всех своих родных, лишь бы его предателем не считали?
Есть здесь несколько сильных сцен-откровений, особенно во второй части фильма, которые были сняты и сыграны с таким чувством, обнажающим человеческую сущность. Кинокартина Терри Джорджа показывает достаточно зверств, и они происходят не впервые в истории человечества, и, что самое страшное, далеко не в последний раз. Но эти сцены шокируют снова и снова своей предельной жестокостью одних людей по отношению к другим, слепой и неоправданной ненавистью, питающейся кровью мужчин, женщин, стариков и детей. Вместе с главным героем задаешься вопросами о том, почему же так произошло, к чему это приведет, как это все остановить, как спасти этих бедных, брошенных на произвол кровожадной судьбы людей? Здесь столько реализма, напряжения, происходящее не раз перебивает дыхание, ведь вот-вот кольцо безжалостных военных объединений сомкнется вокруг последнего оазиса спасения, поддерживаемого менеджером Полом. Замечательный получился фильм на такую сложную тему, вдохновляющий не сдаваться, верить и защищать тех, кто не может защитить себя сам.
Когда весь мир отвернулся от Руанды, это погубило столько жизней… Но тут один храбрый человек, и был он в этой битве совсем не одинок, продолжал бороться за каждую жизнь, бороться не имея ни оружия, ни власти, вооружившись лишь своим умом, решимостью, горсткой золотых украшений и несколькими ящиками элитного алкоголя, способных на время умилостивить тех, кто приходил по жизни людей, выживающих в том отеле, ставшим последним оазисом посреди сущего ада.