Расходный материалНа краболовном судне царят очень жесткие порядки. Работа идет день и ночь — из моря вылавливают крабов и тут же закатывают их в консервные банки. Механизмы приводятся в движение вручную, поэтому всю смену работники буквально валятся с ног. Но это еще полдела. Инспектор от компании, зафрахтовавшей судно, относится к работникам как рабовладелец к рабам. Он орет на них, избивает их плеткой, оскорбляет. Он знает, что ему ничего не будет — за краболовным судном следует военный корабль, поэтому при случае любой мятеж можно будет подавить. Такой мятеж действительно вспыхивает, но не надолго. Военные жестоко расправляются с зачинщиками. Однако работники судна не сдаются и планируют новое выступление.
«Краболов» — это жесткая социальная лента, основанная на литературном первоисточнике. Здесь показано, к какому фактически тоталитарному строю скатилась Японии после ухода Мэйдзи со сцены. Инспектор, орудуя плеткой, объясняет свою жестокость необходимостью. Его компания должна выиграть соревнование по добыче крабов, а выиграть должна потому, чтобы доказать свою полезность Японии. Именно интересами Японии объясняется жестокость в конечном счете. Это чисто тоталитарная черта — пренебрегать людьми во имя абстрактной пользы для государства. Однако именно такой стала Японии ближе к концу эпохи Мэйдзи и после нее.
Работники на судно были привлечены рекламой, однако реальность оказалась хуже. Платят здесь копейки, а работать приходится буквально до потери сознания. Примечательно, что, когда на краболов поднимаются военные для подавления мятежа, работники заранее понимают, что военные никогда не встанут на их сторону. Ведь они в глазах привилегированных людей с оружием просто расходный материал, который нужно использовать без оглядки для построения великого государства.
«Краболов» производит впечатление произведения, пронизанного революционным пафосом, хотя этот пафос и не получает конкретной идеологической огранки, скажем, социалистической. Это пафос протеста против несправедливости и отношения к людям, как к скотине. Бесправные работники не против построения великой Японии, они лишь хотят сносных условий труда. Однако пока что их протест остается незамеченным, а Япония продолжает двигаться в тоталитарную бездну.
7 из 10