Фильм «Монологи на фоне красного кирпича» — это возможность попасть в андеграундную среду распадающегося СССР тем. кто не попал в него в свое время или просто родился слишком поздно. Если вы — не дотошный исследователь рок- и бард-культуры этого времени, вы вряд ли слышали имена большинства людей, которых увидите в фильме, но так ли это важно? Важно ли, как звали участников того процесса, который явился свидетельством изменения сознания всей страны, а не только небольшой прослойки музыкально-интеллектуального общества? Музыканты на этих архивных записях поют (они ведь музыканты), иногда становятся актерами, решают гамлетовские вопросы, обсуждают судьбы и сущности музыка на слете бардов и рокеров и приходят к выводу (по крайней мере, в контексте фильма), что нет разницы, какую форму выражения мысли исповедуют каждый из них, если мысль — едина.
Здесь есть самые разные образцы подпольной музыки восьмидесятых: от традиционной для советского рока социальной критике до женской лирики. Здесь есть легенда — Александр Башлачев, ставший первым в плеяде Новых Музыкантов. Он появится, чтобы провозгласить свое «Имя имен» и пропасть в сером небе Петербурга. Здесь есть еще одна легенда, ставшая легендой при жизни — стоит ли называть его имя? Он тоже поет, тоже играет и становится тем, кто задает гамлетовские вопросы тем, кто будет готов решать их двадцать лет спустя.