Свои и чужиеИ снова авторы фильма «Дорогая Элис» эксплуатируют любимый прием Алехандро Гонсалеса Иньярриту, сплетая в один узел жизни пяти разных персонажей. На этот раз для того, чтобы напомнить о толерантности, вернее, о ее нехватке в обществе, провозгласившем себя терпимым и прогрессивным.
Позвав к себе на временное или постоянное жительство гостей с юга и юга-востока, шведы вдруг поняли, что поспешили, потому что их маленькая уютная страна, оказалась слишком мала для того потока мигрантов, что хлынул туда в последние пару десятков лет. Расслабленные сытой жизнью европейцы отвыкли от необходимости бороться за место под солнцем, и вот уже маститый телеведущий, двадцать лет назад стоявший у истоков нынешнего развлекательного телевидения, оказывается невостребованным в современном мультикультурном обществе, где на его место берут молодого «Безбашенного Турка», нового кумира многонационального зрителя. Однако это увольнение является лишь одной из немногих неприятностей, постигших главных действующих лиц картины «Дорогая Элис».
Не самый удачный день в жизни пяти главных персонажей фильма неумолимо ведет их навстречу собственной судьбе. Она будет упорно сталкивать героев друг с другом, чтобы в финале в одной точке встретились сотрудник социальной службы Мозес Саид, темнокожий гражданин Швеции, отец которого живет в Уганде; его жена Карин Саид, защищающая в суде известного актера по фамилии Хокан, многократно попадавшегося на вождении в нетрезвом виде; сам известный актер Хокан; уже упомянутый уволенный телеведущий Боссе и иммигрант из Гамбии Францис Намасси, владелец разорившегося магазина.
Создается впечатление, что Карим Отман, режиссер фильма, пытается внушить гражданам благополучного Запада чувство вины за их мелкие проблемы, не идущие ни в какое сравнение с теми несчастьями, с которыми ежедневно приходится сталкиваться населению стран третьего мира. Пока успешный адвокат Карин раздумывает, где бы раздобыть деньги на очередной взнос за новый огромный дом, в Уганде может лишиться ноги ее свекор, а совсем рядом, где-то на соседней улице, чтобы не умереть с голода и протянуть еще пару дней, сдает в ломбард оставшиеся в наследство от отца золотые часы иммигрировавший из Гамбии Францис. Вот сталкиваются в споре за место на парковке банка Мозес Саид, обезумевший от беспокойства за нуждающегося в дорогих лекарствах отца, и ослепленный ревностью уволенный телеведущий Боссе. Каждому из них кажется, что его проблема является наиболее важной, но режиссер упорно подталкивает зрителя к мысли, что европейцы не имеют представления о настоящих бедах.
Именно в те моменты, когда Мозес не может отправить больному отцу деньги из-за того, что является однофамильцем какого-то подозреваемого в терроризме, или когда Францис в отчаянии выбрасывает в ведро товары из своего магазина, разорившегося из-за строгого контроля служб безопасности, за кадром начинает звучать пронзительная, пробирающая до дрожи музыка. В то время как холеные шведы, «проживающие за оргией оргию, имеющие ванную и теплый клозет», выглядят смешными со своей подозрительностью к чужакам и надуманными проблемами.
И это однобокое освещение вопроса межнациональных отношений, делящее мир на черное и белое, слегка смазывает впечатление от хорошего в художественном плане фильма «Дорогая Элис», делая его пропагандистским и лишенным объективности. Разумеется, Кариму Отману, родившемуся в Уганде, хочется убедить зрителя в добрых намерениях всех своих соплеменников, но недавние волнения мигрантов в той же Швеции или Великобритании заставляют усомниться в истинности этой точки зрения, что, впрочем, не мешает данному фильму оставаться прекрасным произведением современного кинематографа.