Против теченияЗдесь все кишит духами и пропитано кровью, за этими землями начинается ад.
Выплевывая очередную порцию крови после очередного жестокого избиения, Дзюбэй поднимет глаза, уже зная, кого увидит рядом, жданную, хоть и непрошенную. Ноги ее длинны, рукава полны смертоносных розовых лепестков, а тело пропитано отравой. Недоверчивый, сердитый взгляд исподлобья, точно у ребенка, которого часто били… Кагэро. У каждого ниндзя своя «интересная техника», свой набор подручных чудес. Протяни руки-ветви. Скользни в теплые воды, сбросив старую кожу. Изрыгни осиный рой. Или, как она, с ненавистью к себе в сердце, ляг в объятия врага, сдаваясь, убивая, не умея иначе. Чтобы уничтожить демона, нужно стать демоном. Чтобы обернуться противоядием, нужно быть ядом. Но эта история не о суперсилах воинов древности, не о борьбе гордости и страха с телесной нуждой, не о любви, которая не успеет случиться. Это история о банальной человеческой жадности.
Проходя краешком страны аниме, не так просто определить, что именно хотел сказать своей лентой Кавадзири Есиаки. На первом плане — нехитрый фэнтези-квест: герой, обманом и шантажом втянутый в чужую свару, с помощью случайно встреченной девы-ниндзя и престарелого шпиона поочередно сражается с восемью «демонами», которые до поры предпочитают практиковать свои интересные техники друг на друге, не видя в Дзюбэй реальной угрозы. Несложный и предсказуемый, сюжет, харкая кровью, умываясь, фонтанируя ею, целенаправленно движется от убийства к убийству вплоть до финальной задачи уничтожения регенерирующего «босса», успешно разрешенной в 1991-м Джеймсом Кэмероном. Эпидемия чумы, криво заштопанные зомби и поминаемый всуе сегун тьмы прилагаются. Но чем глубже в бамбуковые заросли, чем дальше в поросшие желтыми цветами поля, тем более очевидной становится сугубая необязательность мистического компонента. Таинственный груз, за которым охотятся демоны — всего лишь золото. Презренный металл, чья тяжесть, однако, способна нарушить политическое равновесие, отворить багровые реки очередной гражданской войны. Богатство синонимично власти, и ради чьего-то обладания ею падает посреди провинциального городка загнанная лошадь, разлагаются на улицах трупы детей, рвут кадр всполохи черных крыльев. Брат нападает на брата, бьет в спину… Ад воистину здесь. Сейчас. Всегда.
В то время как зерна сюра часто обретают в аниме благодатную почву, возрастая незадолго до закрывающих титров причудливыми хищными цветами, «Манускрипт ниндзя» бредет против течения, очищаясь от мистики, от самой героики/легендарности, вроде как лежащей в основе жанра тямбара. Первые кадры с Дзюбэем (демонстрирующие, откуда есть пошла «Кунг-фу панда») несут комичность супергеройских боевиков, где мрачные парни укладывают злодеев одним пальцем, успевая между делом демонстрировать высокие принципы и жевать печеньку. Первые кадры с Кагэро похожи на прелюдию к хентаю. Но атмосфера накатывает, а бои калечат: выбитый зуб, разорванное бедро, сломанная рука, раненная гордость. И вот на экране просто люди, случайно оказавшиеся перед лицом зла, перед тысячей его лиц. Если первых демонов, вроде человека-улья или петтинг-манипулятора, трудно ассоциировать с чем-то в реальном мире, то не убиваемый лорд Генма предстает олицетворением того порядка вещей, когда отрубленная голова и пробитый череп отнюдь не ставят точку. Место тирана занимает другой тиран, возможно — из числа вчерашних тираноубийц. Старость и мастерство несут с собой не благую мудрость, но коварство и готовность уподобиться врагу. Искусство выживания сводится к умению закрывать глаза, пока жрут кого-то другого. Нет правой стороны, на защиту которой можно было бы стать, есть только множащиеся банды стяжателей, рвущие друг у друга добычу. Выбор небогат: пройти мимо, или… не пройти, понимая, что помощи ждать неоткуда, и каждая победа локальна. Завтра будет новый «важный груз» и новая кровавая баня, лес рубят — щепки летят.