1947. НепобежденныйЗамечательный и совершенно неоправданно позабытый фильм. Вероятно его современники испытывали к нему раздражение в силу его высокого бюджета (хвалить блокбастеры давно уже считается моветоном). Позже его всерьез обвиняли в расизме, в частности Рональд Берген. Но, обо всем по порядку.
Эстетика
Перед нами красивый, цветной, широкоформатный фильм, рассказывающий в легкой повествовательной форме непростую историю англо-саксонской парадигмы Нового Света. Рабство, индейцы, предательские сговоры и братоубийственные войны — все смешивается на фоне вполне романтичной и задорной любовной истории. Регулярное нахождение героев на самой грани, отделяющей их от небытия добавляет фильму шарма.
Расизм
Мало ли какое мнение на сей счет у Бергена. Не увидел я тут и намека на преимущество одной расы над другой. Да, индейцы тут показаны злобными и невежественными воинами, которые могут без зазрения совести убить женщину, невинных жителей. Но, некоторые британцы тут показаны не менее ужасными личностями. Более того, ключевая точка тут — жертва со стороны жены одного из колонистов. Индианка влюбленная в своего мужчину и понимая всю остроту создавшейся ситуации жертвует собой, чтобы доказать свои чувства.
К этому моменту нужно отнестись внимательнее. При всей невежественности, а именно такими и показывает де Милль индейцев, способность жертвовать собой показывает не только личное благородство, но еще и высокий уровень духовности. Пусть индейцы в фильме совсем лишены образования и агрессивны, но едва ли можно говорить, что на их фоне англичане выглядят более превосходящей расой. Как раз аккуратно и сфокусировано, что все — люди, вне зависимости от уровня образования, воззрений и цвета кожи.
Рабство
А вот тут де Милль настолько яростен и жесток, что нельзя не восхищаться храбрости. Привычный для кинематографа стереотип — рабство африканцев и «хижина дяди Тома» тут нарушается. Обычной девушке из Британии, даже никогда и не бывавшей в Америке, предлагается заменить смертную казнь на пятнадцатилетнее рабство. Далее — на протяжении всего фильма мы понимаем насколько человеческая свобода хрупка и беззащитна. Подделка документов или отсутствие доказательств свободы грозит пожизненной химерой мучений.
Я полагаю, что сейчас тему подобного рабства, в котором мог оказаться любой человек планеты, вне зависимости от цвета его кожи, обсуждать не принято. А жаль, и фильм де Милля дает основу для дискуссий и подробных исторических споров.
Природа
Обратите внимание и на природу. де Милль показывает очень красочный мир американской глубинки. Водопады, реки, леса — все живописно, красиво и притягательно. Вскоре, именно такие пейзажи будут сопровождать творчество Генри Хатауэя.
Эротический подтекст
Нужно сказать и про это. Фильм неимоверно эротичен. Только вместо обнаженки, мы оказываемся в мире тайных намеков и провокаций, которые позже так умело будет использовать Хичкок в «Марни» и других своих лентах. Нам конечно ни слова не говорят о той участи, которая ожидает женщину — рабыню, но безумная по своему накалу и содержанию сцена торга двух мужчин за героиню на корабле, показывает всю остроту момента и истинную природу желаний. Топор вонзается в платье Поллет Годдар, не разрывая его, а ограничивая подвижность героини — получается эффектно.
Но более всего тут удивительна реакция Годдар — ее глаза горят и видно, что сам факт торгов и регулярного повышения ставок, при всем отвращении, нравится ей. Поэтому наша героиня удивляется дарованной свободе. Впрочем, тут все дело в интерпретации.
Согласитесь, далеко не в каждом фильме героиня жертвует собой и отдается злодею, ради свободы своего возлюбленного. Получается, что скрытый эротизм присутствует и специально акцентирован.
Актеры
Фильм отличается превосходным кастингом. Что и говорить, если в главной роли серьезный Гэри Купер, находящийся на самом пике своей актерской формы, а в роли вождя индейцев — Борис Карлофф. Но, на первый план тут выходит Поллет Годдар, супруга Ремарка и Чаплина. Актрисе позволяется лидировать и часто выходить на первый план, с чем она изящно справляется.
Итог:
Однако, самое приятное, что несмотря на серьезные темы и пикантные моменты, фильм не теряет развлекательной сути, совмещая и жестокие фиксации убийств, рабства, расизма с моментами увлекательными и приключенческими. Для меня нет никаких сомнений, что «Непобежденный» — один из самых лучших фильмов 1947 года (равно как и режиссура де Милля).
10 из 10