«Мастер»В бурном море человеческой жизни огромное везение, если тебе встречается Мастер, который к тому же становится твоим Учителем. И вот здесь Жизнь обычно готовит испытания для обеих сторон: готов ли ты стать Учеником волшебника, и готов ли Мастер остаться учителем и не стать твоим Хозяином. Хорошо было подмечено в киноклубе о двойственности перевода.
Это фильм о взаимном влиянии: поддаться соблазну манипулирования и власти над людьми, с одной стороны; отдаться обаянию личности и измениться под её влиянием, с другой. Учителю — продлиться в учениках или провести хладнокровный эксперимент: вот эти методики так-то влияют, позволяют добиться полного контроля и подчинения. И ответ не только в методологии, но и терминологии. Герой Ф. Хоффмана определяет для себя аудиторию влияния словом «дракон» (читай — порождение зла), что однозначно говорит о насильственных методах воздействия (Мастер — хозяин), дрессуре и, в конечном счёте, — подчинении себе. В ученике Мастер находит прекрасный экземпляр для апробации своего учения: Фредди — одинокий, с больной душой, потерявшийся в жизни человек. Такие люди дают учителю иллюзию плодотворной почвы для развития и использования методик. Они отдаются полностью, становятся самыми ярыми адептами. И, тешащему своё самолюбие, учителю остаётся только направлять нерадивого ученика лёгкими «отцовскими шлепками» — «Ай-ай, какой плохой мальчик!».
А ученик при этом, преодолевая себя, наступая себе на горло, самоотверженно выполняет урок за уроком, кидается в бой за Отца родного, нервы до обнажения. Хорошая иллюстрация — все, кто следует за Мастером, без разницы в возрасте, обнаженно-наивны в полноте отдачи учению.
Видит ли Ланкастер всю глубину происходящего, понимает ли полноту ответственности учителя? Очень трудно удержаться на грани: изменить людей, изменить мир и при этом остаться человеком, а не посчитать себя богом. Ланкастер очень часто срывается с пьедестала: при нехватке аргументов в защиту своего учения он переходит на крик, кидаясь в нападение. Мне, как педагогу, очень интересно было наблюдать: полная аналогия с неумелым учителем или неопытным родителем. Когда не хватает умения мгновенно определить ситуацию и найти выход из неё, лучший способ — заорать. И все, кто спрашивал, заткнутся. Что они думают и чувствуют, не важно. В этот момент всплывает низменный обывательский инстинкт: сам дурак, если не понимаешь. У плохих учителей ученики не имеют права задавать вопросы. Вопрос означает Личность, умеющую думать. Запрещено быть Личностью, можно — Послушником (дети должны быть послушными). А думать здесь может только один — Учитель, знающий Истину.
Сначала он создаст учение (религию): так прекрасно, когда кто-то откроет тебе тайну, возвысит тебя в собственных глазах: «Ты — не животное, ты выше этих тварей». Поможет тебе проникнуть в глубинные тайны себя, посмотреть на себя со стороны. А ты, благодарный за огромный мир, открытый для тебя, в тебе, будешь внимать уже каждому слову, повторяя: да, да, я уже не раз убедился, всё, что говорит Учитель — верно, я сам видел, чувствовал, понял.
Вслед за учением создаст Школу (церковь), где ты будешь вместе с учителем воспитывать Наших последователей.
Потом он скажет тебе: или ты — со мной или уходи. Как Ланкастер по-отечески поощрительно оценит поездку на мотоцикле: хороший мальчик, быстро ездить научился. А перед этим не даст возможности выбрать, куда ехать, укажет точное направление. А когда ученик позволит себе вырваться и выбрать путь самостоятельно, приложит все силы, что бы найти его и вернуть. «Дракон» должен точно выполнять команду «Ко мне! Сидеть!».
А когда верующий в Учителя вернётся, чтобы показать: смотри, я стал немножко таким, как ты, надо непременно ещё раз напомнить, что нельзя Сметь даже подражать Учителю, если не можешь оставаться в подчинении.
Вот здесь Ученик, возможно, поймёт, что лучше быть одному, чем чьей-то тенью.
« В этой жизни нельзя без Учителя. Если можешь, то научи, как». Можно, но это так же сложно, как думать самому, принимать решение самому, оставаться самим собой.
Учеником быть также непросто, как и Мастером.
Кто же Мастер: тот, кто оторвал от игры в песочнице, научил преодолеть пустыню одиночества и неведения…
…или тот, кто обещал показать мир в обмен на послушание, а потом избавился, вернув в песочницу, говоря: «Ты ничего не сможешь без меня».
И кто Ученик: тот, кто, благодаря учителю, нашёл свой путь…
…или тот, кто послушен учительской воле и не может выйти за пределы пути, указанного учителем?
Агнияра и Валерий Головатюк.
10 из 10