Замах на рубльВчера я неожиданно попала в киноклуб «Эльдар» на Московский фестиваль отечественного кино. Показывали фильм «Золото», с Безруковым, Пореченковым и Ириной Скобцевой. Сама Ирина Константиновна пришла сказать несколько слов перед началом просмотра, и знаете — это был лучший момент всего вечера. Она — удивительная женщина. Ей — 87 лет. При этом даже в мыслях не возникает слово «старушка». Это шикарная дама с бездной скрытого обаяния и фантастически молодым голосом. За 15-20 минут она успела рассказать несколько эпизодов своей биографии, пошутить, похвастаться, пококетничать и покинуть зал абсолютной королевой вечера.
Кстати, один из эпизодов был таким. «Звонит мне некий режиссер, — говорит И. К., — и предлагает роль в сериале. Я спрашиваю, а что за роль, делать надо что? Он отвечает, что роль бывшей опереточной актрисы, которая сломала ногу и лежит в постели. Мол, не волнуйтесь, ничего делать не надо, только лежать. «А зачем тогда я?» — удивляется И. К. — «тут режиссер мнется и поясняет, что вот как же, фамилия и лицо — это главное».
В общем, она от этой роли отказалась, хотя и пошутила на тему, что зря — отдохнула бы, полежала несколько часов, расслабилась.
Я это все к чему рассказываю. Несмотря на то, что в «Золоте» у И. К. роль довольно содержательная, по сути это тоже лицо+фамилия. Потому что когда женщина с внешностью стареющей графини играет уральскую крестьянку, то при всем уважении, выглядит это совершенно неестественно. Собственно, кастинг — это, вот как ни странно, основная проблема фильма.
Сюжет прост, как валенок: (немного деталей для тех, кто не читал Мамина-Сибиряка) золото и зло — слова однокоренные. Получилось как-то чересчур дидактично, в стиле учителей младших классов:
- а скажи, Вовочка, что же нам хотел сказать автор в этой книге в этом фильме?
- золото разрушает личность, Марь Ивановна.
Несмотря на явное желание сделать фильм драматическим и глубоким, получилось слишком прямолинейно, и поэтому — скучно. При этом актеры зачастую просто безбожно переигрывают. Безрукова я люблю, но здесь его столько, что просто в глазах рябит, и каждый раз — это на грани (или за гранью) истерики, что эмоционально утомительно. Опять-таки, к слову о кастинге: все-таки крестьянин, даже обнаглевший и разбогатевший… ну это не его роль. Здесь нужен кто-то поосновательнее и попроще. Собственно, мне понравились здесь только две актерские работы — мальчик Михалка (пожалуй, единственный, кто не переигрывал, и смотрелся органично) и прокурор. Последний — это прямо был такой порыв свежего воздуха в стоячем болоте. Представьте себе теплые, спокойные земляные оттенки, мягкие складки простой крестьянской одежды и на их фоне эффектное сочетание ледяного ярко-белого и контрастного зеленого в купе со строгостью и официозом мундира:
- Тургенев? кто такой? Золотопромышленник что ль?
- Эх, деревня, вы и Достоевского поди не читали.
Вроде как из фильма планировали сделать сериал (как это у нас любят), и вот в данном конкретном случае, полагаю, что в сериале все будет смотреться лучше. Разбавится надрыв и истерика Безрукова, добавятся какие-нибудь милые бытовые детали, возможно, чуть разветвится сюжетная линия, образы получатся чуть поинтереснее… Может и пересмотрю.
Не могу сказать, что совсем разочарована фильмом (ибо ожидала худшего от драмы про золотой прииск), но честно-говоря, вышло так себе. Что жаль, конечно.