“Прага”: Фильм о том, что есть иностранные языки, но нет языка для понимания друг другаСупруги Кристофер и Майя приезжают из Дании в Прагу по грустному случаю. Отец Кристофера умер, его тело нужно забрать на родину.
***
Драма “Прага” – это фильм от одного из ключевых представителей новой волны датских режиссёров Оле Кристиана Мадсена. Он зарекомендовал себя с лучшей стороны в самом начале 2000х фильмом “История любви” (En kaerlighedshistorie), снял одну из крупнейших постановок, когда-либо созданных в Дании о Второй мировой войне Flammen & Citronen (2008). Это дало ему возможность выбирать работу над фильмами любого масштаба – от большого до малого бюджетов.
История на первый взгляд простая. И в этом фишка. Потому что по замыслу режиссёра из просмотренного важно выучить для себя один урок – чтобы лучше понимать человека, с ним нужно разговаривать. И в “Праге” одно событие влечёт за собой череду прочих, открытий о самых близких людях.
С помощью условностей, так важных в искусстве, в фильме показаны порой нелепые, а порой судьбоносные последствия непонимания одного человека другим.
Датчане помещены в Чехию, но это важно лишь для того, чтобы подчеркнуть разные языки, следовательно, в художественном плане показать то, как одни и те же люди могут не понимать друг друга. На смешном примере это выглядит, как – просишь адаптер для ноутбука, приносят гладильную доску.
Если на серьёзном примере, то Майя не сказала Кристоферу, что ждёт от него неких сигналов его заинтересованности в ней. Она обвинила его в его проступках, хотя сама тоже совершила действия, несправедливые относительно него. Психологи постоянно подчёркивают важность проговаривания своих сомнений, страхов, подозрений в адрес своего партнёра. Надумывания и ожидания приводят к обидам и скандалам. В фильме результат показан в сцене, когда Майя и Кристофер бросаются друг в друга вещами посреди улицы.
В фильме озвучивается мысль, что нельзя человека выучить на 100%. Грусть-тоску этого тезиса тут подчёркивают на уровне самых близких людей: отец и сын, муж и жена, родители-дети. Они общаются, живут под одной крышей, но вопросы и сомнения озвучивают не лицом к лицу, а спрашивают через кого-то. Например, Майя посчитала, что их сын Томас грустит. Но спросила об это мужа, а не самого Томаса: “Мне кажется, он грустный. Ты не находишь?”
Мне кажется, фраза, повторяющаяся в фильме несколько раз, как припев в песне: “Нельзя получить всё сразу”, служит успокоительными каплями для человека. В каждом человеке есть набор положительных качеств. Вспомните сцену с Кристофером, который говорит о себе, что он любит и чего боится. С чем-то он может справиться, для чего-то нужен партнёр, чтобы оказать поддержку, а есть вещи, которые нужно принять. А есть генетические особенности, передающиеся от родителей детям. Человеку остаётся как раз научиться слышать хотя бы себя, чтобы умелее ладить с близкими.
***
Интересно то в контексте данного фильма, что Оле Кристиан Мадсен на главную роль взял свою супругу Стине Стенгаде. Он говорил в интервью, что ему очень интересно делать фильмы об отношениях, исследовать брак и то, что происходит между супругами. Он основывает свои фильмы на личном опыте супружеской жизни и взаимоотношений. В предыдущем фильме “История любви” тоже снималась она, а её партнёром по площадке был Ларс Миккельсен, старший брат Мадса Миккельсена, который составил пару Стине в “Праге”.
Это напомнило Карлоса Рейгадоса, который в своём фильме “Наше время” тоже снимал свою жену, да ещё и детей привлёк на экран, чем вызвал недовольство конкурсного жюри на фестивале, якобы они сочли это слишком экстравагантной выходкой – демонстрировать трудности личной жизни на экране.