Темный городГород скуки. Холодный бесчувственный город. Он поглощает людей как черная дыра, не давая свету выйти наружу. Именно таким я увидел Прагу. Внешне солнечный и жизнерадостный город показался именно таким.
Герой М. Миккельсена юрист Кристофер, не видевший отца 25 лет, приезжает с женой в Прагу, чтобы исполнить последнюю волю родни – забрать тело отца и уладить некоторые формальности.
Весь фильм спокойно умещаются в эти две строчки основного сюжета фильма. Все остальное не нужно додумывать или показано так, что это отходит даже не на второй, а на десятый план.
Драма человеческих судеб? Ну да, праздные разговоры в ресторане отеля или кафе определяют ход событий? Может быть склоки Кристофера и Майи скрыта в тонких намеках и многозначительных взглядах? Нет, не увидел, хоть убейте.
Тогда о чем фильм? Об изменении характера героев или какого-то судьбоносного поворота событий? Чем объясняется его неожиданное решение в аэропорту перед транспортировкой гроба? А линия с Алёной? Да, просвещенное большинство упрекнет меня в непонимании взаимоотношений между мужчиной и женщиной, трудностях выбора и прочего.
Насчет вечной темы «отцов и детей» вспоминается финальная сцена в фильме «Магнолия» с Томом Крузом, где диалог отца и сына и заряжает то самое ружье, «стреляющее» в кульминации. Здесь нет такого диалога, нет гамлетовского «быть или не быть». Холодное безразличие, не оправданное ничем. Я и не ждал какого-то раскаяния или библейского «возвращения блудного сына», но хотелось того лучика надежды и какого-то сострадания к умершему отцу.
Говоря об актёрах не могу не отметить игру чешской актрисы Я. Плодковой. Она наверное была тем живым человеком среди холодных статуй, коими казались Миккельсен и Стингаде. Пожалуй единственный фильм, где Миккельсен мне не понравился по указанным выше причинам. Не покидало ощущение того, что я смотрю тягучий киберпанк вроде «Бегущий по лезвию», где герои так же немногословны и пусты.
Подытоживая, скажу: да, фильм специфичен, не богат на эмоции, с великолепными видами Праги и неплохой игрой актеров, но с тощей смысловой составляющей. Фильм мог бы выиграть, если бы режиссер добавил тот самый внутренний диалог отца с сыном, пусть и мысленный.
3 из 10