«У Меча Предназначения два острия. Одно из них ты»Книги о ведьмаке Геральте я перечитывала раза три, снова и снова открывая в них что-то интересное и новое для себя. Герои саги Сапковского стали для меня родными, и я всем сердцем переживала радости и страдания, выпавшие на их долю. И потому узнав о снятом в Польше сериале о Геральте, я поспешила с ним познакомиться, радуясь и волнуясь одновременно. Как известно, к экранизациям любимых произведений фанаты относятся особенно трепетно и критично, и я не стала исключением в этом плане, поэтому моя рецензия будет отличаться от остальных, в основном восторженных отзывов.
Чаще всего, указывая на недостатки «Ведьмака» люди упоминают дешевые спецэффекты, но я из тех, кто может закрыть глаза на резиновых чудовищ, при условии убедительной игры актеров, захватывающего сюжета и точно переданной атмосферы книги, по которой фильм или сериал снимается. Понятно, что ни один режиссер не станет переносить на экран каждую страничку произведения, и зритель уже привык удивляться множеству проигнорированных сюжетных линий, однако экранизация, на мой взгляд, удалась, если киношные герои вызывают те же чувства, что и их книжные прототипы, характеры их не пострадали — иными словами, они не перестали быть самими собой. Увы, я не могу сказать этого о персонажах «Ведьмака».
Итак, Геральт — моя большая чистая литературная любовь. Ведьмак, не довольствующийся ролью обычного наемника, тонко чувствующий, ищущий справедливости, постоянно сомневающийся, следующий своему Предназначению, которое он одновременно отвергает, в меру образованный, что он демонстрирует при каждом удобном случае, вступая в философские споры с любым желающим, внимательный, любящий, заботливый и верный, пускай его верность порой и принимает весьма странные формы — таким этот герой описан в книгах Анджея Сапковского. Что касается Михала Жебровского, исполнившего роль ведьмака в сериале, то он, конечно, привлекательный мужчина, и уже за одно это, наверное, можно закрыть глаза на большинство недочетов в его игре, но я не хочу этого делать. Итак, герой Жебровского кто угодно, но не Геральт! Хмурый, молчаливый, неэмоциональный с застывшим выражением отвращения на лице, которое не покидает его даже во время оргии с зерриканками, он больше похож на каноничных героев боевиков, чем на моего любимого фэнтезийного героя. Единственная сцена, в которой киношный Геральт не вызывает справедливого недоумения — сцена его встречи с Цири, которую он считал погибшей, снятая действительно трогательно.
Лютик, талантливый красавец-бард, принимаемый многими ошибочно за эльфа, любимец женщин, будь то служанка или королева, немного капризный и манерный, но смелый и верный друг — таков книжный персонаж. В сериале Лютик похож на помятого, не просыхающего бродягу, в котором нет даже намека на лоск и благородство, и по которому никак не могли сходить с ума знатные красавицы, разве что им всем поголовно вдруг захотелось бы экзотики. Да, по-своему этот персонаж неплох и даже харизматичен, но он ничего общего не имеет с метросексуальным бардом Сапковского.
Чародейка Йеннифэр, хитрая, жестокая, самолюбивая, расчетливая, стервозная и эгоистичная в книгах, она не была красавицей. Не была (!), поэтому претензии к внешности актрисы, на мой взгляд, кстати, достаточно привлекательной, выглядят, как минимум, странно. Но Йеннифэр умела себя, что называется, подать. Опытная соблазнительница, она вовсе не нуждалась в мужчинах, вернее, они были нужны ей только как доказательство собственной полноценности да средство мести всему миру за ранние годы отвержения в теле горбуньи, за ту боль, которую она тогда испытала и которую навсегда запомнила. Ее отношения с Геральтом трудно назвать здоровыми — доверять она ему никогда не доверяла, а частенько и вовсе использовала в своих целях. Тем больше вопросов вызывает ее откровенное признание в желании иметь ребенка в экранизации. Да, книжная Йеннифэр тоже страдала из-за своего бесплодия, но никогда, никогда (!) эта гордая женщина не позволяла себе высказываться по этому поводу вслух, боясь показаться слабой. Я уже молчу о том, что в сериальной чародейке нет и намека на стервозность, и по характеру она скорее напоминает книжную Эсси Давен, а ведь это уже совсем другой персонаж.
И, наконец, ведьмачка Цири, она же бандитка Фалька, она же Львенок из Цинтры, она же Дитя Старшей Крови. Это не милый послушный ребенок, показанный нам режиссером, это чертенок, способный вывести из себя кого угодно. Лично у меня вызывает большие сомнение сцена, в которой девочка открывается разыскивающим ее воинам, желая спасти жриц Мелитэле. Конечно, цинтрийская принцесса была девочкой смелой, жертвующей собой, ради близких, но вот сериальные жрицы являлись для нее людьми скорее посторонними, а жизням таких Цири всегда предпочитала собственную. Ярким примером чему свидетельствует ее пребывание в банде Крыс, где она не только смирилась с убийствами совершаемыми ее новыми друзьями, но и сама принимала в них активное участие, чтобы быть принятой в группу, потому что выжить одной сложнее. Наверное, режиссерский взгляд на эту героиню даже неплох, в конце концов, он облагородил ее, сделал лучше, но эта не та Цири, которую я полюбила в саге.
Что касается второстепенных персонажей, то они еще меньше похожи на свои книжные прототипы, и единственное, что роднит их с ними — общие имена.
Основная тема книг, тема Предназначения показалась мне не до конца раскрытой, зато сценам боев с чудовищами, уделяется достаточно много времени. Но, как я уже писала, Геральт — это нечто большее, чем простой громила с мечами, и для того, чтобы это стало очевидным не только читателям, но и зрителям сценами сражений наверное можно было пожертвовать ради более важных, тех, в которых раскрываются характеры основных героев.
Итог: это определенно не тот «Ведьмак», которого я рассчитывала увидеть, но за попытку ставлю
6 из 10